Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - риза господня
Риза господня
нешвенный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа (Иоан., XIX, 24), — по преданию, грузинцем, принесшим Р. в Грузию, где она и сохранялась. Персидский шах Аббас, по настоянию русского посла, прислал ее, в 1625 г., царю Михаилу Феодоровичу. В письме, при котором она была прислана, шах извещал, что он, покорив Грузию, обрел Р. в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. Патриарх Филарет Никитич собрал о ней достоверные сведения, после чего она торжественно положена, в великолепном ковчеге, в московском Успенском соборе, и установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 10 июля, служба для которого составлена Киприаном, митрополитом крутицким. Часть Р. Господней хранится в Киевском Софийском соборе, две части — в СПб. (одна — в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости). На Западе существует предание, что Р. Господня первоначально найдена была царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в трирском соборе. Предание это появляется только в 1196 г., а народное почитание Р. установлено в 1512 г.
См. прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. I, СПб., 1882); архимандрит Арсений, "Летопись церковных событий" (СПб., 1880).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907