Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - роттек карл венцеслав
Роттек карл венцеслав
В определении понятия права Р. придерживается взглядов Канта: он исходит из свободы человека, которая является фактом, несомненным для чувств и рассудка; но свобода одного не должна препятствовать свободе другого; право — совокупность правил, охраняющих гармонию внешней свободы. Право резко отграничивается от нравственности: последняя имеет предметом достоинство действующего и внушает человеку, что делать и что не делать, в соответствии с этим достоинством; юридический закон имеет предметом несогласие человека с самим собой, а согласие между внешними поступками различных лиц. Наряду с естественным правом требуется установление положительного, но не вследствие несовершенства первого, а вследствие слабости и испорченности людей; буква закона часто омрачает чистоту естественного права, и Роттек объявляет себя сторонником революции, если она является борьбой за введение права разума. Государство, по мнению Р., основывается на общественном или союзном договоре. Конституция правомерна лишь в том случае, если она устанавливает господство общей воли; естественный первообраз государства — демократия. В государстве Р. признает две основные власти — законодательную и управляющую; судебная власть, насколько ее деятельность проявляется в суждении, не есть власть, а когда под нею разумеется осуществление закона, то она составляет отрасль администрации. Р. восстает против системы двух палат и против отдельного представительства наследственной аристократии.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907