Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - рубинштейн антон григорьевич
Рубинштейн антон григорьевич
Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и вообще развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей статье "Русская музыка" ("Век", 1861): "воспроизведение — это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикой и отчасти критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепьянных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон-Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 г. и пр.). Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах — "Суламифь", 13 опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва" — 1849 г. (3 действия), "Хаджи Абрек"(1 действие), "Сибирские охотники" (1 действие), "Фомка-дурачок" (1 действие), "Демон" (3 действия) — 1875 г., "Фераморс" (3 действия), "Купец Калашников" (3 действия) — 1880 г., "Дети степей" (4 действия), "Маккавеи" (3 действия) — 1875 г., "Нерон" (4 действия) — 1877 г., "Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша" (4 действия) — 1889 г., и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р. давались за границей: "Моисей" — в Праге в 1892 г., "Нерон" — в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" — в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" — в Праге, Дрездене, "Маккавеи" — в Берлине, "Фераморс" — в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге Данциге, "Христос" — в Бремене (1895). В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в СПб., под председательством Р., в 1890 г., второй — в Берлине, в 1895 г. Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее, из его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй. Как дирижер, P был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография, изданная М. И. Семевским в 1889 г. и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein's Erinnerungen", Лейпциг, 1893) и "Музыка и ее представители" (1891; переведен на многие иностранные языки).
См. "А. Г. Р.", биографический очерк и музыкальные лекции С. Кавос-Дехтяревой (СПб., 1895); "Антон Григорьевич Р." (заметки к его биографии доктора M. Б. Р—га., СПб., 1889; там же, 2 издание), "Антон Григорьевич Р." (в воспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann, "Illustrirte Musikgeschichte" (Б. и Штутгарт); B. C. Баскин, "Русские композиторы. А. Г. Р." (М., 1886); К. Галлер, в №№ 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации" за 1882 г.; Albert Wolff, "La Gloriole" ("Mémoires d'un parisien", П., 1888); "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. Р." ("Царь Колокол"); "К 50-летнему юбилею А. Г. Р.", Don Mequez (Одесса, 1889); "А. Г. Р." (биографический очерк H. M. Лиссовского, "Музыкальный Календарь-Альманах", СПб., 1890); Riemen, "Opera-Handbuch" (Лейпциг, 1884); Zabel, "Anton Rubinstein. Ein Künsterleben" (Лейпциг, 1891); "Anton Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (№ 15, декабрь 1894, Л.); "А. Г. Р.", статья В. С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М. А. Давидова, "Воспоминания об А. Г. Р." (СПб., 1899).
Н. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907