Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - самогласны и самоподобны
Самогласны и самоподобны
церковные песнопения. Так называются песни в Минеях, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания. Самогласными они называются не потому, чтобы были написаны в каком-нибудь особенном гласе, отличном от 8 церковных гласов, но потому, что имеют им только принадлежащую мелодию. Гласовые мелодии для стихир Октоиха изобразил музыкальными знаками Иоанн Дамаскин и назвал их самогласными (ιδιόμελα). Над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы. Песни самогласные принадлежат преимущественно Андрею Критскому, Косьме Маюмскому, Иоанну Дамаскину, Иосифу Песнописцу. Самоподобными, как и самогласными, называются песнопения, составленные самостоятельно, так что для них не служила образцом никакая другая песнь ни по размеру, ни по гласу. Различие между самоподобными и самогласными состоит в том, что самоподобны, (обыкновенно — две или три песни), не будучи составлены по образцу других песней, сходны между собою по размеру, тону и содержанию, иногда даже буквально, а самогласны несходны между собою. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике" (Тверь, 1886); Нестеровский, "Литургика, или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.