Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - самоощущение
Самоощущение
или самочувствие (Gemeingefühl). — Этим названием обозначают те сложные душевные состояния, состоящие из конкретных ощущений и общих чувствований и в которых отражается состояние и работа как отдельных органов нашего тела, так и общий баланс последнего, итоги нашей растительной, нервной и духовной жизни в данный момент. С. представляет поэтому все переходы от конкретных и локализированных ощущений — например ощущение острой боли в определенной точке тела — до неопределенных, нелокализированных, расплывчатых чувствований, как, например, чувство общей усталости. Большая часть этих состояний, однако ж, смешанного характера и содержит как местные ощущения, так и общие чувствования; таково например чувство голода, составленное из местного ощущения в области желудка и из общего неопределенного чувствования во всем организме. Такого же смешанного характера и т. п. половое чувство. По-видимому, ощущения, доставляемые сознанию из отдельных органов нашего тела (так назыв. органические ощущения), играют главную роль, а общие чувствования в большинстве случаев, если даже не всегда, лишь спутники и последствия этих ощущений. Так, чувство жажды обусловлено возбуждениями, исходящими из слизистой оболочки языка и зева; чувство физической усталости коренится в ощущениях, вызываемых расстройством питания в мышцах, чувство одышки — в недостатке окисления крови и т. п. Поэтому самоощущение имеет так же, как и восприятие, т. е. ощущения, получаемые нами через органы чувств, — познавательный характер, так как С. доставляет нам сведения, хотя и недостаточно верные и точные, о состоянии отдельных органов нашего тела и всего последнего в целом. Этому соответствует и тот физиологический факт, что центром самоощущения служит также мозговая кора, в которой помещаются центры познания природы (ц. зрения, слуха и осязания). Кроме того, некоторые органические ощущения, мышечные, составляют не только фактор телесного самочувствия, но доставляют нам ценные материалы для познавания природы, так как наши представления о пространстве и движении сами неразрывно связаны с теми ощущениями о положении нашего тела в пространстве и о движении отдельных частей — головы, рук и ног, которые мы получаем в значительной мере от мышц и суставов. Мышечные ощущения, стало быть, относятся столько же к самочувствию, сколько к объективному восприятию. То же относится и к коже, ощущения от которой столько же составляют элемент самочувствия (нам холодно, нам тепло), сколько снабжают нас сведениями о состоянии температуры окружающих нас тел и среды. Весьма существенно то обстоятельство, что многие телесные ощущения могут возникать, особенно в болезненном состоянии, не обычным путем, как сигнал от перемен в том или другом органе, и совершенно независимо от этих последних, как продукт самостоятельного возбуждения тех мозговых центров, в которых при нормальных условиях эти ощущения возникают под влиянием возбуждений, происходящих от соответственных органов. Так, например, при некоторых заболеваниях мозга (продолговатого) у страдающих этой болезнью проявляется болезненный, ненасытный аппетит и жажда; у других нервных больных замечается ненормальное, т. е. не соответствующее состоянию мышц, ощущение легкости или, наоборот, разбитость и усталость и т. д. Этим же объясняется чисто психическое происхождение в состоянии возбуждения, или аффектов, неестественного телесного (иллюзии) самочувствия. Вообще возможность такого центрального происхождения, независимо от состояния телесных органов, многих органических ощущений, как, например, чувство локализирования боли, — не подлежит сомнению. Этого не следует смешивать с существованием особой группы общих чувствований, которые происходят всегда, по всей вероятности, только в зависимости от состояния мозговых центров. Сюда принадлежит прежде всего чувство общего благополучия и неблагополучия, общие настроения бодрости, жизнерадостности, подъема духа, с одной стороны, и чувство подавленности, мрачного настроения — с другой. На эти два общие чувствования следует, по общему мнению психологов и физиологов, смотреть, как на эквиваленты двух физиологических состояний мозга — работоспособного и утомленного. По выражению Маудсли, мрачное настроение обыкновенно сопровождается неспособностью и субъективными отвращениями к душевной работе и есть крик голодных или истощенных мозговых клеток, молящих о покое и тишине. Явления С. имеют то важное свойство, что они все связаны особенно тесно с самосохранением индивида. Самочувствие обыкновенно напоминает организму его потребности и указывает ему на угрожающие ему опасности; поэтому они настоятельно требуют соответственных действий — откуда связь С. со многими бессознательными, так назыв. инстинктивными, поступками (Triebe), которые подчас столько сопротивляются задерживающему влиянию воли. Иногда зато самочувствие само является сильным стимулом для воли (голод, половые потребности). Равнодействующая всех различных конкретных явлений С. представляет собой в каждый данный момент общий психический указатель нашего телесного и душевного состояния — общее самочувствие (primare Ich — по Meynert'y). Когда это первичное "я" обрастает материалом, который доставляет нам восприятие, когда известная группа представлений, например, о близких нам людях и предметах, срастается с этими телесными С., тогда получается сознание нашей личности, т. е. его отношения к окружающему миру. Ср. Wundt, "Grundzüge der physiolog. Psychologie" (1895); Külpe, "Grundniss der Psychologie" (1893); Charles Riehet, "Dictionnaire de physiologie" (art. Cerveau); Meynert, "Psychiatrie" (1890); p. Flechsig, "Die localisation der geistigen Vorgänge etc." (1896); Kröner, "Das körperliche Gefühl" (1887); E. Mach, "Grundlinien der Lehre von den Bewegungsempfindungen" (1875); Charles Richet, "Recherches experimentales et cliniques sur la sensibilité" (1877).
И. Оршанский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907