Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - сатисфакция
Сатисфакция
(Satisfactio). — Под именем "удовлетворения" Богу со стороны человека в римском католичестве разумеется собственно составная часть таинства покаяния, стоящая рядом с другими тремя — contritio (сокрушением о грехах), confessio (устным исповеданием грехов) и absolutio (разрешением кающегося от грехов). В более обширном смысле словом С. означается сложная теория, обнимающая собой целую группу догматических вопросов. В противоположность православному учению главный постулат теории С., из которого развиваются все частные ее пункты, состоит в том, чтобы независимо от усвоения благодати искупления всякий произвольный грех был отмщен человеку на нем же самом в меру виновности его перед Богом. Бог, по католической доктрине, не может примириться с человеком ради одних только искупительных заслуг Христовых. Он мстит людям за их произвольные грехи, карает их. Ради голгофской жертвы человек освобождается от вечных наказаний. Но и при отпущении человеку греха на нем остается еще некоторый долг, для полного погашения которого он должен принести Богу свой собственный выкуп, вытерпеть известную меру временных наказаний. Этот выкуп непременно должен быть пропорционален с мерой грехов; он-то и называется С., или удовлетворением. С этой точки зрения католическая теория объясняет прежде всего факт земных скорбей. По православному верованию, конечной целью земных скорбей служит вразумление человека, обуздание его воли, пресечение греха, исправление. Господь наказывает нас, движимый не гневом, а благостно, не мщением, а любовию. По воззрениям католиков, существеннейший смысл земных скорбей состоит в возмездии, в каре. Если земные скорби стоят ниже меры грехов, то наказания ожидают нас и за пределами гроба, в пургатории, или частилище (см.). Вопреки древнецерковным каноническим постановлениям, по которым епитимии имеют значение врачевства, исправления, католицизм видит в исповедальне карательный трибунал, из которого никто не может выйти с полным отпущением грехов; духовник должен заботиться не столько об исправлении кающихся, сколько о том, чтобы кающиеся понесли должную кару в меру греха. Самое ужасное применение эти идеи нашли в инквизиции. Положение, в силу которого за всякий грех должно быть принесено Богу должное удовлетворение или понесено соразмерное наказание, сообщает своеобразный характер учению о добрых делах, рассматриваемых не только как удовлетворение, но и как самонаказание. Христианин должен наказывать себя разными лишениями и подвигами, чтобы утолить гнев грозного Бога. Заставляя смотреть на добродетель как на самонаказание, теория С. этим самым унижает ее. Добродетель перестает быть подвигом свободным, выражением той жажды к добру, которая свойственна сердцу, согретому любовию к Богу. Христианские подвиги принимают характер рабского труда, к которому человек обращается вынужденно, под влиянием страха. Отсюда мрачный характер средневековой морали, нередко переходившей в изуверство и самоистязание. С другой стороны, подвиги благочестия приобретают в католической теории характер меркантильно-юридической сделки, свойственной только рабу, который вначале трепещет пред своим господином, а потом готов затеять с ним тяжбу. Так как мера временных наказаний определяется степенью греховности, то и подвиги благочестия должны иметь количественное отношение к греховным поступкам. Этим путем возникла мысль о сверхдолжных заслугах (см. Индульгенции), сокровищница которых состоит в распоряжении папы и значительно увеличивает его могущество. При системе индульгенций дефицит заслуг покрывается обыкновенно избытками удовлетворений, доставленных святыми, но распределять этот избыток между верующими никто не имеет права, кроме папы. Первые семена идей, нашедших себе место в римско-католической теории С., встречаются у александрийских богословов (Климента Александрийского Оригена) и Григория Нисского, а более полное их развитие — у Тертуллиана, Киприана, епископа Карфагенского, Амвросия Медиоланского, блаж. Августина, Григория Двоеслова. В своем настоящем виде теория С. утвердилась в догматике католической церкви со времен Триентского собора. Ср. Индульгенция, Инквизиция, Католическая церковь, Епитимии, Opera supererogationis. См. H. Я. Беляев, "Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека" (Казань, 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (ib., 1878).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.