Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - серьги
Серьги
украшения в виде колец разнообразной формы, надеваемые преимущественно женщинами в проткнутые для этой цели уши. С. — чрезвычайно распространенное украшение, встречающееся у всех народов древности (египтян, ассиро-вавилонян, евреев, персов, греков, римлян и германцев), которые большею частью приписывали серьгам силу амулета, предохраняющего от болезней. Бронзовые серьги были находимы в свайных постройках в Швейцарии и во многих древних могильниках.
В южно-германских могильниках найдены бронзовые и золотые С. с украшениями этрусского происхождения. В Греции, Малой Азии, Италии (Помпеи), Крыму при раскопках попадаются золотые и серебряные С. с богато украшенными подвесками из драгоценных камней и жемчуга. В Древней Греции подвескам к С. очень искусно придавали форму животных (змей и др.
). У греков и римлян С. являются исключительно женским украшением. У мужчин С. в ухе служила обыкновенно признаком рабства. В средние века во Франции обычай носить С. был распространен и среди мужчин высшего сословия, напр., при дворе Генриха III. И в настоящее время в Италии, Франции и России можно встретить в народе мужчин, носящих одну С. и связывающих с этим обычаем разного рода верования. С. составляют необходимую часть современного национального женского костюма там, где он сохранился в наше время. Отделка С. драгоценными камнями, жемчугом, эмалью достигла в настоящее время высокой степени искусства, причем образцом часто являются формы античных С.
У современных дикарей С., часто огромных размеров, изготовляются из дерева, кости, раковин и металла. У негров и американских индейцев уши от ношения тяжеловесных С. принимают иногда уродливую форму. В Бразилии — у индийцев пампа, в Сев. Америке — у сиу и дакотов день, когда впервые в ухе делается отверстие для С., празднуется с особенною торжественностью и совпадает с днем, когда ребенку дается имя.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.