Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - шнорр фон карольсфельд

Шнорр фон карольсфельд

(Schnorr von Karolsfeld) — три немецких живописца.

1) Фейт Ганс Ш. ф. К. (1764—1841) — получив юридическое образование в лейпцигском университете, был сперва нотариусом, но потом, после смерти своего отца, решился посвятить себя искусству, которое любил с самого детства, и учился рисованию и живописи у Эзера, в Кенигсберге. Возвратившись оттуда в 1790 г. в Лейпциг, занимался вначале портретной и миниатюрной живописью, а затем писал картины преимущественно на сюжеты из любимых в его время произведений изящной словесности, которые доставляли ему темы также и для рисунков и аквафортных гравюр. Сделав в 1802 г. поездку в Вену и Париж, в 1803 г. поступил учителем рисования в лейпцигскую академию художеств, и с 1816 г. до конца своей жизни был профессором и директором этого учреждения. Изданное им "Руководство к изучению рисования" (Лейпциг, 1810, с 61 табл.) пользовалось в свое время большим уважением.

2) Юлиус Ш. ф. К. (1796—1872) — сын предыдущего. Основательно подготовленный отцом, в 1811 г. поступил в ученики венской академии художеств и примкнул в ней к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от эклектического направления ее школы. Врожденная наклонность к романтизму побуждала Ш. усердно изучать, кроме натуры, произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Первыми плодами этого изучения были картины: "Св. Рох, раздающий милостыню" (находится в лейпцигском музее) и "Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя" (в дрезденской галерее), наивные по композиции, но проникнутые теплым чувством. В 1817 г. Ш. отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции, поселился в Риме. Здесь он примкнул к кружку "назареев" (см.), но остался верен духу протестантства, между тем как другие члены этого кружка держались католических воззрений. В Риме, по поручению маркиза Массими, он украсил одну из зал его виллы фресками, изображающими 23 сцены из "Неистового Роланда" Ариосто (в 1820—26 гг.), в которых выказались его вдумчивость в каждую тему, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти Ш. вышло несколько картин, написанных масляными красками, между прочим: "Брак в Кане Галилейской" (более чем с 60 фигурами), "Иаков и Рахиль", "Христос, благословляющий детей", "Св. Семейство", "Три христианских и три языческих витязя" (по Ариосто) и "Руфь на ниве Вооза". Во время пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных этюдов, впоследствии изданных, в числе около сотни, Иорданом (Берлин, 1878). В 1827 г. Ш. был приглашен в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в тамошней академии. С этого времени наступил второй период его деятельности, в котором важные, возложенные на него работы дали его таланту возможность выказаться в полном блеске. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах и, несколько позже, изобразить энкаустическим способом в трех других залах главные эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. Исполнение первого из этих поручений, обширность которого потребовала участия в нем, кроме самого Ш., других художников, продолжалось до 1867 г.; второе поручение было исполнено в 1835—42 гг. Означенные фрески и энкаустические картины еще ярче, чем прежние работы Ш., свидетельствуют о нем как о находчивом композиторе и отличном рисовальщике, наделенном пониманием благородной красоты и поэтическим чувством. В 1848 г. Ш., недовольный тем, что его не назначили директором мюнхенской академии на место покинувшего ее Корнелиуса, принял приглашение быть профессором дрезденской академии и директором местной галереи. По переезде его в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление его творчества значительно изменилось: он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству. Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного еще в Риме, а именно издание "Библии в картинах". Это издание, вышедшее в свет в 1852—60 гг. (в Лейпциге), доставило Ш. обширную популярность не только во всех краях Германии, но и в других странах; оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве, — композиций неодинакового достоинства, но из которых многие, особенно относящиеся к Ветхому Завету, бесподобны в своем роде. Кроме того, живя в Дрездене, сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты "Der Nibelungen Noth", изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе св. Павла и написал масляными красками картины: "Лютер на Вормском соборе", для мюнхенского Максимилианеума, "Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима" и некоторые др. Выйдя в 1871 г. в отставку, он провел конец своей жизни на покое, в Дрездене.

3) Людвиг Фердинанд Ш. ф. К. (1788—1853) — брат предыдущего, ученик своего отца и венской академии художеств, с успехом писал картины романтического характера, каковы, например, две сцены из "Фауста" Гёте (находится в венском музее), "А. Гофер на сходке тирольцев" (в инсбрукском Фердинандеуме), "Лорелея" и "Лесной царь"; менее удачны его произведения на религиозные темы, например "Христос, насыщающий пятью хлебами толпу народа" (в церкви мехитаристов, в Вене) и "Спаситель на горе Элеонской". Он был старшим консерватором венского Бельведера.

А. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шнорр фон карольсфельд
Значение слова шнорр фон карольсфельд
Что означает шнорр фон карольсфельд
Толкование слова шнорр фон карольсфельд
Определение термина шнорр фон карольсфельд
shnorr fon karolsfeld это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины