Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - штаты приходского духовенства

Штаты приходского духовенства

Вследствие замкнутости духовного сословия, трудного выхода из него в прежнее время, векового развития духовных поколений в одном и том же направлении, вековой передачи одних и тех же воззрений, привычек, наследственных занятий и настроения духа при церквях явилось чрезвычайное скопление лишних людей и, как следствие этого излишка, все более и более растущая нищета. Против этого скопления лишних людей и государство, и церковь вынуждены были бороться. Первые меры были предприняты митрополитом Феодосием в XV в., затем Стоглавым собором и в XVII в. правительством. Одной из мер явились приходские Ш. или Ш. приходского духовенства, введенные указом Петра Великого 1722 г. По епархиям в кафедральном соборе назначено быть: 1 протопопу, 2 ключарям, 5 попам, 1 протодьякону, 4 дьяконам, 2 псаломщикам и 2 пономарям; в прочих соборах — 1 протопопу, 2 попам, 2 дьяконам, 2 дьячкам и 2 пономарям. В приходских церквях соответственно числу приходских при каждой церкви дворов положено назначать одного священника на 100—150 дворов, двух на 200—250 дворов и трех — на 300 и более дворов. Дьяконов не должно быть более 2. Причетников положено иметь по пропорции — на каждого священника по два человека, т. е. дьячка и пономаря. Эти штаты без всяких изменений действовали до времени Екатерины II, когда были введены новые штаты. Указом 1778 г. положено было: 1) при церквях, при которых считалось не более 150 дворов прихода, быть только одному священнику; 2) в приходах, заключающих в себе до 200 дворов, второго священника ставить в тех случаях, если издревле было два священника и если одному нельзя было управиться с требами, но "с крайним рассмотрением, если таковая необходимость подлинно окажется"; 3) двум священникам быть при 250—300 дворах; 4) трем, где "столько и прежде было" и где без третьего обойтись нельзя; 5) дьяконам, согласно указу 1768 г., быть двум при трех священниках, одному при двух священниках, при одном же священнике дьякон оставлялся "в знатных местах", как-то: в Москве, в С.-Петербурге, в губерниях, в провинциях, в городах и слободах, где священнослужители могут получать довольное пропитание, в селах же дьяконам быть лишь в приходах, имеющих не менее 100 дворов. Уставом консистории 1841 г. приняты были Екатерининские Ш. с тем изменением, чтобы при сельских церквях, при которых в приходе имеется менее 800 душ мужского пола (по старому счету 200 дворов), было не более одного священника, а при церквях, где в приходе числится не более 400 (100 дворов), причт состоял из священника и двух причетников. Законом 1869 г., выработанным учрежденным в 1861 г. и упраздненным в 1885 г. главным присутствием по делам православного духовенства, нормальный состав причта каждой самостоятельной приходской церкви определен был таким образом: один священник в звании настоятеля и один причетник в звании псаломщика. При тех церквах, где по многочисленности приходского населения или по значительному числу прилегающих деревень и отдаленности их от церкви удовлетворение всех духовных потребностей прихожан для одного настоятеля было бы затруднительно, могут быть назначаемы в помощь ему младшие священники со званием помощников настоятеля, и в таком случае определяется к церкви второй штатный псаломщик. Затем законом было дозволено определять к церквям нештатных дьяконов, сверхштатных псаломщиков, как скоро прихожане назначат от себя достаточные средства для обеспечения содержания дьякона. Дозволено также в помощь штатным псаломщикам содержать при церкви вольнонаемных церковников, сколько позволят местные средства, с тем, что такие вольнонаемные церковники к духовному званию не причисляются. С упразднением присутствия был отменен и закон 1869 г. о нормальном составе Ш. Ныне, согласно Высочайше утвержденному 16 февраля 1885 г. определению св. синода, Ш. определяются таким образом: во всех епархиях, исключая западные и закавказские, церковные причты в приходах, имеющих более 700 душ мужского пола, состоят из священника и псаломщика, а в приходах, имеющих более 700 душ, — из священника, дьякона и псаломщика. В городах, равно и селах, при существовании особых местных средств к обеспечению духовенства, епархиальным архиереям предоставляется назначать дьяконов и при меньшем числе прихожан. Если при приходской церкви состоят два священника и более, то в состав причта входят дьяконы и псаломщики, соответственно с числом священников по одному на каждого.

См. П. Знаменский, "Приходское духовенство на Руси со времени реформы Петра Великого" (Казань, 1873); H. С. Суворов, "Курс церковного нрава" (т. I и II, Ярославль, 1889—1890).

П. Гидулянов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое штаты приходского духовенства
Значение слова штаты приходского духовенства
Что означает штаты приходского духовенства
Толкование слова штаты приходского духовенства
Определение термина штаты приходского духовенства
shtaty prihodskogo duhovenstva это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины