(1818—1845) — живописец, жанрист и пейзажист; сын горного чиновника; сначала учился в Императорской
академии художеств в качестве вольноприходящего, а в 1835
г. был принят в число казенных академистов. Руководителем его в пейзажной живописи был
М.
Н. Воробьев, но наравне с ней его влекла к себе
живопись бытовая. Редкую способность к этой последней выказывали рисунки и карикатуры, которые он делал с самого поступления в академию и которыми приводил в удивление своих товарищей и учителей. Летние месяцы он проводил в Малороссии, в имении покровительствовавшего ему любителя искусства Г.
С. Тарновского; эти поездки близко познакомили его с украинскими народным
бытом и природой, которые он и воспроизводил мастерски в своих карандашных рисунках, акварелях и картинах. В 1837 г. за работы, исполненные в Малороссии в предшествовавшее
лето, в том числе за
акварель "Ярмарка в местечке Ичне" (приобретенную императором Николаем I для альбома его супруги),
академия наградила
Ш. малой золотой медалью, а в следующем году, за картину "Освящение пасх в Малороссии" (куплена также государем для подарка великой княгине Марии Николаевне), он получил большую золотую
медаль и
звание художника XIV класса. В 1840 г. он путешествовал
до Оренбурга при экспедиции графа Перовского в Хиву, а затем был отправлен в Италию, в качестве пенсионера академии. Поселившись в Риме, он продолжал усердно трудиться, хотя чувствовал себя чужим среди итальянских людей и природы. Его тянуло на родину, к знакомым и любимым сюжетам. Но
судьба не судила ему вернуться в Россию: он умер в Риме,
во цвете
лет, на полпути развития своего замечательного таланта.
Из картин Ш., кроме вышеупомянутого "Освящения пасх", известны: "Игра в жмурки в усадьбе Г. С. Тарновского", "Мельница в степи" (обе в музее императора Александра III), "Итальянки у водоема", "Итальянец-простолюдин" (обе в музее академии художеств), "Римские пифферари", "Итальянские крестьяне, играющие в карты, в остерии", "Этюд головы молодого итальянца", "Этюд головы старика-итальянца" (все четыре в московском Публичном музее), "Малороссийский шинок", "Выдубецкий монастырь близ Киева", "Вид в Киеве", портрет самого художника, "Озеро Неми", "В окрестностях Альбано" и "Этюд листьев" (все семь в Третьяковской галерее, в Москве) и М. И. Глинка в имении Г. С. Перовского за сочинением оперы "Руслан и Людмила"" (у А. Н. Марковича). Рисунки и акварели Ш. многочисленны и встречаются почти во всех общественных и частных коллекциях.
Ср. статью В. В. Стасова, "Живописец Ш." в журнале "Вестник изящных искусств" за 1887 г.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907