Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - симфония оркестровое сочинение

Симфония оркестровое сочинение

(греч. "созвучие") — название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. — самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства по своему построению с сонатой (см.) С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С. имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо (см.), реже в форме сонаты; третья — скерцо или менуэт — в форме песни с трио, т. е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором движении — в сонатной форме или в большой форме рондо. Ввиду того, что С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем, напр., в обыкновенной фортепианной сонате, так как в С. надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякий интерес: чисто музыкальный в смысле творчества и формы и оркестровый симфонический в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок, получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения инструментальной группы одного характера с инструментальной группой другого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти (1650 — 1725), называвшаяся С. и состоявшая из allegro, andante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В С. только первая и последняя части имеют ту же тональность, а средние пишутся в тональностях, сродных с главной, которою и определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. и оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С. сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-moll), сделав опыт слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм (см.). Впрочем, тематизм встречается и у Бетховена в его девятой С. С. программной называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр. пасторальная С. Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр. Первые ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетти и Гайдн. С. писали, кроме вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф, Брамс. Гаде и друг., из русских — Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Балакирев, Глазунов, Аренский, Направник и пр.

Н. С.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое симфония оркестровое сочинение
Значение слова симфония оркестровое сочинение
Что означает симфония оркестровое сочинение
Толкование слова симфония оркестровое сочинение
Определение термина симфония оркестровое сочинение
simfoniya orkestrovoe sochinenie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины