Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - слепцов василий алексеевич
Слепцов василий алексеевич
известный беллетрист. Род. в 1836 г. в старинной и богатой семье Саратовской губ. Учился в 1-й московской гимназии, Пензенском дворянском институте и очень недолго на медицинском факультете Московского университета. Соблазнившись популярным тогда хождением в народ с этнографическими целями, он отправился в конце 50-х гг., с котомкою за плечами, в пешеходное путешествие по Владимирской губ. Это дало ему большой запас знания народной жизни и вскоре он выступил с рассказами из народного быта в "Русской речи", "Северной пчеле", а затем и в "Современнике". Переехав в начале 60-х гг. в Петербург, С. быстро занял видное положение в литературных и примыкавших к ним кружках. Этим он в значительной степени был обязан своей несомненной литературной талантливости, но еще больше своей личной обаятельности. Превосходный рассказчик и чтец, увлекательный собеседник и человек редкой, артистически-изящной красоты, он особенно нравился женщинам. Литературная деятельность С. продолжалась недолго. Уже в самом начале 70-х гг. он заболел, поехал для поправления здоровья на Кавказ, но без существенной пользы, затем переселился в имение матери возле Сердобска и, медленно угасая, умер на ее руках в 1878 г. С. написал очень немного. "Полное собрание сочинений" его занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть "Трудное время" и несколько глав начатого романа "Хороший человек". Во всех своих произведениях С. обнаруживает несомненный дар рассказа, а в некоторых — тонкое остроумие и большую вдумчивость в явления общественной жизни. В общем он один из наиболее художественно одаренных писателей 60-х гг. Несомненно принадлежа к числу писателей тенденциозных, он все-таки мысли, которые хочет провести, доказывает не рассуждениями, а образами, картинами и характеристиками. Позднейшему читателю многое в С. кажется и странным, и жестоким. Странными кажутся рассказы из народной жизни. Мужиков этот передовой и радикальный писатель изображает прямо какими-то головотяпами, которых по их глупости и дикости даже не жалко. Впрочем, автор даже и не задается целью возбудить в читателе жалость. Он только хочет рассмешить и достигает своей цели, выуживая из народной жизни разные курьезные анекдоты и смешные словечки. Тогда была целая полоса такого анекдотического изображения народной жизни. Ее начал Николай Успенский, и у молодого С. не хватило самостоятельности выбиться из этой колеи. Жестоким С. кажется в главном своем произведении — "Трудном времени", которое до сих пор остается в литературной памяти и в ряду повестей с общественною подкладкою занимает видное место. Повесть с беспощадною иронией вышучивает умеренный либерализм, который не идет дальше двух-трех хороших порывов, а затем остывает и обращается к устройству личного благополучия путями, однако, отнюдь не предосудительными. Читателю, который видел позднейший пышный расцвет хищничества, непонятна та неумолимость, с которою автор старается выставить представителя благих порывов — Щетинина — полнейшим ничтожеством. Наполовину иронически относится повесть к героине рассказа — жене Щетинина, в которой стремления к устройству своего благополучия уже совсем нет, но над которой повесть подтрунивает за неопределенность ее благих порывов. В положительном лице повести — Рязанове, на все отвечающем насмешечками, — заметно сказалось влияние базаровского типа. Ср. Писарева, "Подрастающая гуманность" ("Соч.", т. IV). воспоминания Головачевой-Панаевой; воспоминания матери С. в "Русск. старине" 1890; M. A. Протопопова в "Северн. вестнике", 1888).
С. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907