Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - соннет или сонет

Соннет или сонет

(франц. Sonnet, от итальян. sonetto или старофранц. sonet — песенка) — небольшое стихотворение, состоящее из двух четверостиший (quatrains) на две рифмы и двух трехстиший (tercets) на три рифмы; к этим правилам строгая теория правильного сонета прибавляет еще некоторые условия: рифмы в четверостишиях должны чередоваться в порядке: abba, abba (в трехстишиях — как угодно); женские рифмы должны сменяться мужскими, так что, если С. начинается женской рифмой, он закончится мужской, и наоборот; обязателен пятистопный ямб, так что С. должен заключать 154 слога; воспрещено повторять слово, уже употребленное в стихотворении; каждая строфа должна составлять законченное по смыслу целое; лишь соблюдение этих требований дает, по указанию Буало ("Art poétique"), сонету ту высшую красоту, благодаря которой, как гласит его классический стих: "Un sonnet sans défaut vaut seul un long poème". Но эти суровые требования исполняются далеко не всегда — рифмы нередко чередуются произвольно, пятистопный ямб заменяется не только александрийским стихом, но всеми иными размерами; иногда, вопреки правилу, С. состоит из стихов различной длины; длинные периоды не умещаются в строфах, и вообще последовательность предложений не совпадает с делением на строфы. Иногда сонет переходит за указанные размеры, таков в старой итальянской поэзии sonetto colla coda — С. с хвостом; у французов были sonnets estrambots, с тремя терцетами (трехстишиями). По степени удаления от строгой формы, французские теоретики различают за С. правильным еще неправильный и свободный (libertin). Т. Готье возмущался распространением последней формы: "Зачем тот, кто не хочет подчиняться правилам, избирает строгую форму, не допускающую отступлений? Нарушение правил, извращение симметрии — что может быть более нелогично и досадно? Всякое отступление от нормы действует на ухо, как фальшивая нота, как диссонанс в музыке. С. — это поэтическая фуга, где тема уходит и возвращается до конца в предустановленных формах". Последнее замечание приводит к иному, менее формальному взгляду на С.: за предписанными теорией и не всегда соблюдаемыми внешними формами С. стоят требования его внутренней логики, требования, которые в хорошем С. выполняются сами собой, так как вытекают из сущности этой высоко художественной формы. Как ни смотреть на деление С. — видеть ли в нем две части (8 + 6), три (4 + 4 + 6) или четыре, очевидно, во всяком случае, что эти подразделения имеют особенную интимную связь с развитием содержания стихотворения; разделяющие его на две части, видят в нем как бы вопрос и ответ, образ и его истолкование, тезис и антитезис (Viehoff); восьмистишие есть как бы подъем, завязка; в нем брошен ряд разрозненных образов и чувствований; читатель как бы взлетает куда-то вверх вместе с поэтом — и чувство его напряженно ждет разрешения; последняя рифма восьмого стиха, вновь возвращающая его к первому, придает особую законченность этой первой половине; новые приемы шестистишия — как пентаметр в эпиграмматическом двустишии — дают ответ, успокоение, разрешение; особенно значителен последний стих С. — и это вызывает даже целые рассуждения о том, "замыкает" ли он содержание С. или, наоборот, открывает (Брюнетьер, "Evolution de la poésie lyrique", II, 204), отливается ли в этом стихе весь внутренний смысл С. или нет (Гюйо, "L'art au point de vue sociologique"). Надсон находил даже, что "сонеты следует начинать (писать) с последней строчки" (Бутурлин, "Стихотворения"). Во всяком случае, несомненно, что изысканная строгость сонетной формы привлекает поэтов не одной заманчивой технической трудностью преодолеть неподатливость формы: сонет бывал в истории литературы пустой игрушкой моды, забавой умелых версификаторов, но не случайно в нем же находили лучшую форуму для выражения своих задушевных дум и настроений глубокие мыслители и художники, вообще довольно далекие от лирических излияний: Микеланджело, Шекспир, Вильгельм Гумбольдт. Поэзия мысли охотно обращается к С., который прельщает ее не внешней музыкальностью — есть формы более благозвучные, но своей сжатостью, законченностью, возможностью отлить новое индивидуальное содержание в определенную, заранее предустановленную форму. Характерно для этого рефлективного характера сонетной формы значительное число С., посвященных истории и теории этой поэтической формы: таковы С. Пушкина ("Суровый Дант не презирал С."), Сент-Бева ("Ne ris point du sonnet, ô critique moqueur"), Фосса ("An Goethe" — против С.), Платена, Шлегеля, Вордсворта. Эта созерцательность формы делает ее также весьма применимой для описаний природы и для онтологических nature mort; С. придает этим описаниям особенную пластичность, рельефность — быть может, на счет жизненности. Но не только философская и парнасская поэзия — и лирика могучей страсти — любви (Петрарка, Камоэнс, Гете) и патриотического боевого воодушевления (Рюккерт, Гейбель) также часто и естественно отливается в форму С. Не довольствуясь побежденными трудностями, виртуозы С. придумали — без особой нужды — более сложные формы; таковы двойной С. — из четырех четверостиший и четырех трехстиший, причем все 24 стиха написаны на две рифмы, и сонетный венок, где последний стих одного С. начинает первый стих следующего; из последних стихов четырнадцати таких С. образуется последний, пятнадцатый С., как бы замыкающий круг; такой венок словенского поэта Прешерна переведен на рус. яз. в "Русск. Мысли" (1889, 7). Итальянский поэт Бернардино Бальди изобрел так называемые Sonnetti intrecciati, о которых см. в соотв. статье. Форма С. восходит ко временам труверов, которые, быть может, заимствовали ее у арабов. Мы находим ее в Сицилии в XIII веке, и, хотя С. писал еще Данте, изобретателем их считается Петрарка ("Rime"), в сущности, только доставивший известность этой форме, которая сделалась настолько популярна в Италии, что уже в XVIII веке поэт Degli Azzi переложил в С. всю книгу Бытия. Из Италии С. в XVI веке перешел во Францию, где поэты "плеяды", Ронсар, дю Беллэ, Понтюс де Тиар делают его излюбленной формой; вычурное направление французской поэзии XVII века усиливает его значение, но теперь он чужд истинного лиризма — это рассудочная игра формы и остроумия, даже в тех случаях, когда С. написан на любовные темы. Но тем сильнее его распространенность; при Людовике XIII и XIV мода делает удачный С. литературным событием, и этим объясняется преувеличенное преклонение Буало пред С.; из-за двух С. ("Uranie" Вуатюра и "Job" Бенсерада) возгорелась знаменитая полемика "Уранистов и Job'истов" (Jobelins); еще более известна так называемая "Affaire des Sonnets", где враги и друзья Расина обменивались из-за его "Федры" ядовитыми С. на одни и те же рифмы (cp. Dettour, "Les ennemis de Racine", 1859). Мольер уже протестует против этого обесцвеченного модой жанра, выведя в "Femmes savantes" бездарного Триссотэна с его жалким С. и противоположив в "Мизантропе" ничтожному С. естественную и глубокую простоту старинной народной песенки. Лучшим С. этого времени считается стихотворение неизвестного автора (Де-Барро или аббата Лаво) — "Grand Dieu, tes jugements sont remplis d'équité". Тогда же С. писали Гомбо, Менар, Маллевиль, Ла Моннуа и др. XVIII век есть эпоха упадка С., который возрождается лишь с упадком ложноклассической традиции. Воскрешенный поэтами романтизма, С. вновь стал популярной поэтической формой; один из этих поэтов, Арвер, остался в памяти благодаря одному лишь С. — так и известному под названием Sonnet d'Arvers. Появились целые сборники С. — напр. Сулари "Sonnets humoristiques". "Sonnets et eaux-fortes" изд. Лемерром (1869) и др. Замечательного мастера сонетной формы имеет современная французская литература в лице X. М. Эредиа (см.), избранного в члены Académie française за один томик С. ("Les trophées", 1892). Превосходные образцы С. даны и другими французскими лириками. В немецкую литературу сонетная форма введена Векерлином (см.) и Опицом (см.). Лучшие немецкие С. принадлежат Гете, Гейне, Платену, Лейтгольду, Гервегу, Альберту Мезеру; в XIX веке немецкому С. не раз пришлось быть орудием борьбы; в этом настроении написаны "Geharnischte Sonette" Рюккерта, "Zwölf Sonetten für Schleswig-Holstein" (1846) Э. Гейбеля, "Gepanzerte Sonette" Страхвица. В романских литературах должно еще отметить С. Камоэнса, в английской — поэтов озерной школы, особенно Вордсворта: "Ecclesiastical Sonnets" (1820). В русской литературе превосходные образцы С. даны Пушкиным; из поэтов его школы С. особенно удавались Подолинскому, а затем их писали очень многие из наших лириков. Кажется, однако, форма С. не вполне свойственна нашей версификации и поэзии; внешняя форма воспроизводится довольно точно, но дух отлетает. Однако, в лице даровитого и рано умершего гр. П. Д. Бутурлина (1859—1895) русская литература имела поэта, почти всецело, с большим успехом и каким-то фанатичным увлечением посвятившего себя С. Его превосходные С. ("Двадцать С.", Киев, 1891, и "С.", посмертное издание, Киев, 1895), собранные в посмертном сборнике "Стихотворений" (Киев, 1898) приближаются — сколько это возможно в русском языке — к точности и глубине чекана Эредиа. В "Отрывках из дневника", предпосланных стихотворениям гр. Бутурлина и в значительной части посвященных теории С., рассеянно немало любопытных и верных замечаний об этой форме. Удачные переводы С. Эредиа даны Вл. Жуковским и Шестаковым.

Ср. Asselineau, "Histoire du sonnet" (1855); Gaudin, "Histoire du sonnet, du rondeau etc." (1870); Louis de Veyrières, "Monographie du sonnet, sonnettistes anciens et modernes" (1869); H. Welti, "Geschichte des Sonetts in der deutschen Dichtung" (1884).

Ар. Горнфельд.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое соннет или сонет
Значение слова соннет или сонет
Что означает соннет или сонет
Толкование слова соннет или сонет
Определение термина соннет или сонет
sonnet ili sonet это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины