Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - сор (в обрядах)

Сор (в обрядах)

в поверьях и обрядах, играет роль таинственного талисмана. В некоторых местах Полтавской губ., начиная от вечера Богатой кутьи до нового года, выметая избу, С. не выбрасывают вон, а собирают в одно место и в новый год выносят его до восхода солнца в сад и сжигают ("Маяк", 1843, XI, 39). С переходом в новый дом или на квартиру, на прежней выметают и выбрасывают С., чтобы не оставить доли в покинутом доме, и затем горсть С. переносят в новый дом и бросают его в передний угол (Kopernicki, в "Zbiór wiadom.", XI, 203). Выбрасывают С. до захода солнца. Употребляют С. в гаданиях: берут на "смитныку", не глядя, какую-нибудь выброшенную вещь и по ней гадают, кто будет мужем, сапожник, плотник или кто другой (Ящуржинский в "Киев. Стар.", 1888, XI, 63). В Казанской губ. девушки гадают, имея в руках горсть С. (Можаровский, "Святочные песни, игры и гадания", 102); но преимущественно употребляют у некоторых народов С. на свадьбах, на что в Малороссии намекает лишь пословица "на смитныку женывся" (Номис, "Присказки", § 8819). Чтобы понять значение этого выражения, нужно принять во внимание, что у древних индусов молодая при входе в дом мужа становилась на кучу С. (Weber, "Ind. Stud.", V, 371), а в западной Германии молодую в доме новобрачного обводят вокруг кучи С. (Wuttke, "Volksabergl", 351). Основное значение обрядового употребления С. у русского и др. индоевропейских народов достаточно объясняется следующим древним индусским свадебным обрядом и относящимся к нему изречением: на кучу С. клали камень; на него клали немного травы, и муж возводил новобрачную на камень, приговаривая: "Для тебя, жена, держу я счастливый и целебный твердый камень в лоне божественной земли" (Weber, "Ind. Stud.", V, 395). С. служил тут символом земли, и обрядовое его употребление обусловлено религиозным почитанием земли, а что такое почитание земли было некогда свойственно и русскому народу, видно из многих других малорусских обрядов и поверий, например из запорожского обычая мазать грязью лицо вновь выбранного в кошевые атаманы, из поверья, что от некоторых болезней полезно съесть немного земли, из клятвы землей и т. п.

Н. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сор (в обрядах)
Значение слова сор (в обрядах)
Что означает сор (в обрядах)
Толкование слова сор (в обрядах)
Определение термина сор (в обрядах)
sor (v obryadah) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины