Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - спонтанеические звуковые изменения

Спонтанеические звуковые изменения

(нем. Spontaner Lautwandel; грамм.) — в современном языкознании такие изменения звуков, которые не имеют видимой непосредственной причины в фонетических условиях слова и кажутся, поэтому, как бы самопроизвольными. Этим они отличаются от комбинаторных (см.) звуковых изменений, причина которых всегда коренится в фонетических условиях. Тем не менее С. звуковые процессы несомненно должны иметь известные общие причины, коренящиеся в условиях физической и духовной организации человека. Попытка объяснить С. звуковые изменения сделана была Г. Паулем ("Principien der Sprachgeschichte", глава о звуковых изменениях) и покойным Н. В. Крушевским ("Очерк науки о языке", Казань, 1883, гл. II и III), развившим рассуждения Пауля. Оба исходят из факта сложности тех физиологических процессов, в результате которых образуются наши звуковые процессы. Каждый звук речи, воспринимаемый нами как одна нераздельная единица, представляет собой результат целого ряда физиологических работ. Например, для произношения звука б легкие должны дать экспиративный воздушный ток; голосовые связки должны известным образом сблизиться и придти в вибрацию, дающую голосовой тон; нёбная занавеска должна прижаться к задней стенке зева и преградить таким образом доступ воздуху в полость носа; конец языка должен образовать полный затвор на верхних резцах, при мгновенном прорыве которого воздушным током образуется звук б. Каждая из этих физиологических работ имеет свою область, в пределах коей она может колебаться и действительно колеблется. Отсюда ряд вариаций известного звука, воспринимаемых нами всегда как один какой-нибудь звук, так как наше ухо способно различать лишь более или менее крупные звуковые разницы. Чрезвычайно многочисленные, точнее — бесчисленные колебания известной артикуляции имеют, поэтому, в результате сравнительно немногочисленные и незначительные колебания звука. Каждая известная артикуляция сопровождается "чувством движения", мускульным ощущением в исполняющих ее органах. Ощущения эти мы помним, благодаря чему имеем возможность произносить известный звук в течение известного промежутка времени более или менее одинаково, хотя всегда могли бы уклониться очень далеко от такой звуковой нормы. В неопределенности артикуляций и их колебаниях, а также в свойствах нашей памяти, и лежит, по мнению Пауля и Крушевского, возможность и причина С. звуковых изменений. Представим себе какой-нибудь звук s. В течение известного промежутка времени мы произносим его более или менее одинаково, причем колебания в его произношении либо не переходят известной очень ограниченной меры, либо возвращаются опять к одному и тому же типу. Представим себе, однако, что, вместо звука s, мы произнесли его вариацию s1. Так как в памяти нашей обыкновенно оставляют более резкие следы ближайшие впечатления, то имеется большая вероятность, что в следующий раз мы произнесем уже не s, а опять s1 или уклонимся еще дальше и произнесем s2, и так далее, пока не получится результат n, совершенно отличный от исходной точки, с которой начался процесс изменения. Так как различия вариаций весьма незначительны, а наши мускульные ощущения меняются вместе с изменениями артикуляции, то сами заметить разницу в нашем произношении мы не можем: у нас нет такого критерия — т. е. неподвижной звуковой нормы, — с которым мы могли бы сравнивать свои звуки. С. звуковые изменения совершаются притом весьма медленно, в течение длинного ряда лет, в сравнении с которым наша собственная жизнь слишком коротка. Примером С. звукового процесса могут служить: германское или армянское передвижение согласных (Lautverschiebung), переход индоевропейских аспират в простые взрывные в славянском (ср. санскритское gharmás — зной, жар — с русскими горю, гарь, у-гар и т. д.), развитие в нововерхненемецком дифтонгов из древневерхненемецких долгих гласных, унаследованных от индоевропейского праязыка (герм. mûs, лат. mūs = нем. Maus; древненем. mîn = нем. mein и т. д.). Особенно яркий образчик такого С. процесса представляет германское передвижение или "перебой" согласных (см.). Таким же С. процессом является и переход к', г' (мягких) в ч, ж в славянских языках. В последнем случае мы имеем пример смены комбинаторного фонетического процесса С.: мягкость (нёбность, палатальность) к', г' была вызвана сочетанием звуков к, г со следующими нёбными гласными и, ь, е, (процесс комбинаторный); позже вступил в свои права С. процесс, приведший, путем постепенного передвижения через ряд промежуточных стадий (к'т'—ц'—ч', г'—д'дз'дж'—ж) к полному перерождению к', г' в ч, ж. Приведенное выше объяснение С. процесса не может, однако, быть названо исчерпывающим сущность явления. В основу изменения Пауль и Крушевский кладут случай, указывая лишь на условия, облегчающие случайные уклонения в произношении. Такие уклонения вполне понятны, и можно согласиться с названными учеными, когда они говорят о первом уклонении от звуковой нормы; но дальнейшее уклонение в s2, s3, s4 и т. д., а именно в определенном направлении, остается все-таки необъяснимым и не может быть сведено к той же случайности, которая легко объясняла первое уклонение в s1. Почему уклонения имеют поступательный характер всегда в известном определенном направлении — на это не дают ответа ни Пауль, ни Крушевский. Думается, что его следует искать в общем характере звуковых систем данных языков. Звуковая система известного языка, как комплекс известных физиологических привычек, не есть что-либо разрозненное: все звуки языка находятся во взаимной связи и обуславливают известные качества друг у друга. Известная манера образовывать согласные звуки неминуемо отражается на надставных трубах гласных звуков и т. д.; наоборот, известная манера образовывать гласные звуки окрашивает известным образом и согласные. Нетрудно, например, заметить, что, меняя в разговоре один язык на другой (которым хорошо владеем), мы должны как бы перестраивать весь наш звуковой механизм на другой лад. Совокупность звуковых привычек, составляющих в каждом языке одно стройное целое, должна неминуемо отражаться на судьбе отдельных звуков, придавая им то или другое направление. Будущие языковеды должны будут обратить внимание на изучение звуковой стороны языков с указанной точки зрения, чтобы определить, почему, например, индоевропейские звонкие согласные в германском превратились в глухие (санскр. daça — гот. taíhun; санскр. yugam — гот. juk), тогда как в славянском они сохранились нетронутыми (десять, иго) и т. д. Пока, однако, в этом направлении еще ничего не сделано. Как в комбинаторных звуковых процессах, так и в С., ближайшими физиологическими причинами являются: А) изменение артикуляции в области надставной трубы (переход индоевр. û в слав. ы: лат. mus = слав. мышь); Б) изменение артикуляции в области гортани (превращение индоевропейских звонких в глухие в германском и армянском: санскр. daça = гот. taíhun, армян. tasn, русск. десять, или обратно глухих в звонкие: санскр. mâtar = англ. mother и т. д.); В) изменение экспирации (передвижение ударения с одного слога на другой, превращение свободного ударения в постоянное, как в чешском, польском, французском и т. д.); Г) изменения ритмические (превращение долгих гласных в краткие и т. д.).

См. Sievers, "Grundzüge der Phonetik" (4 изд., 1893, гл. IV, Lautwechsel und Lautwandel).

С. Булич.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое спонтанеические звуковые изменения
Значение слова спонтанеические звуковые изменения
Что означает спонтанеические звуковые изменения
Толкование слова спонтанеические звуковые изменения
Определение термина спонтанеические звуковые изменения
spontaneicheskie zvukovye izmeneniya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины