Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - средники
Средники
беспоповщинский толк, выделившийся из самокрещенства (см. Самокрещенцы) и получивший такое название оттого, что в среду празднует первый день Пасхи и вообще среду считает за воскресенье, а воскресенье (по их счету — четверг) проводят как будни. С. утверждают, что во время Петра Великого, при перенесении празднования нового года с 1 сентября на 1 января, в летосчислении от сотворения мира была сделана ошибка на восемь лет и передвинуты самые дни недели, так что нынешняя среда была прежде воскресеньем. С. признают, что нынешний год (1900-й) — тот самый, который по нашему счету был 1892-м; по нашему летосчислению, теперь идет от сотворения мира 7408-й год, по счислению С. — только 7400 год. Вследствие этого в 1900 г. С. праздновали Пасху не 9 апреля, как православные, а 5 апреля — в число, которое падало на первый день Пасхи в 1892 г. и в 1900 г. приходилось на среду страстной седмицы. По сообщению "Церковного Вестника" (1889, № 47, "Раскольнический толк середники"), толк С. появился в начале восьмидесятых годов XIX столетия в деревне Леплейке, Спасского уезда Тамбовской губернии; основателем толка был крестьянин этой деревни Кирилл Алексеев. С. существуют в губерниях Астраханской, Саратовской и Тамбовской.
См. архимандрит Павел, "Краткие известия о существующих в расколе сектах" (СПб., 1889); "Секта середников" ("Церковный Вестник", 1892, № 32); свящ. Ф. Славин, "Секта С." ("Тамбовские Епархиальные Ведомости", 1892, № 10); П. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (СПб., 1895, стр. 122—123).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907