Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - стояние на молитве
Стояние на молитве
Стояние — самое естественное положение верующих при богослужении. Такое положение вполне сообразно с величием существа Божия, пред которым предстоят со страхом и трепетом архангелы и ангелы (Ис. VI, 2; Дан. VII, 10; Апокал. VII, 11). В таком же положении молились иудеи в церкви ветхозаветной, как во храме, так и в синагогах (1 Цар. I, 26; 2 Парад. V, 12; XX, 5, 13; Неем. VIII, 7). Сам Иисус Христос одобрил С. на молитве, когда сказал: "егда стоите молящеся" (Марк. XI, 25), а потому еще древние христиане в противоположность язычникам молились стоя. Тертуллиан и блаж. Августин обличают тех из христиан, которые, подражая язычникам, сидят во храме во время молитвы, чтений и поучений. В древней церкви обычай стоять при богослужении имел особенную силу в дни воскресные и Пятидесятницы, когда верующим было запрещено преклонять колена. Иногда церковным уставом разрешается сидеть во время общественного богослужения, как священнослужителям, так и всей молящейся братии. Епископы и пресвитеры имеют право сидеть при богослужении в известные моменты (напр. во время чтения Апостола); всем молящимся церковь дозволяет сидеть во время чтения святоотеческих толкований Свящ. Писания, прологов, синаксарей, жизнеописаний святых и во время пения песней, предшествовавших этим чтениям и получивших отсюда наименование седальнов (см.). См. свящ. В. Нечаев (еписк. Виссарион), "О различных телесных положениях и действиях при молитве и богослужении" ("Душеполезное чтение", 1860, сент.); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении "(Тверь, 1886); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп. Нестеровский, "Литургика, или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.