Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - субъективное право
Субъективное право
в противоположность объективному, или юридическим нормам (см.), означает право в применении к личности обладателя вытекающих из него правомочий и обязанностей (см. Отношение юридическое). Его определяют как "область независимого господства частной воли" (Савиньи), "отведенную личности объективным правом область власти или господства воли" (Виндшейд), "юридически защищенный интерес" (Иеринг), "долю участия личности в жизненных благах, достающуюся ей в общественной жизни" (Дернбург), "признанный и защищенный правом круг интересов и власти" (Регельсбергер), "совокупность правомочий и притязаний, принадлежащих личности на основании норм объективного права" (Бирлинг, Леман и др.), "власть, которая принадлежит личности над вещами и другими личностями", "господство воли одного лица над волей другого" (Унгер) и т. д. Эти определения различаются внутренним, философским смыслом, влагаемым в понятие С. права соответственно общим воззрениям на природу права и на отношение С. права к объективному. Выставляя на первый план момент воли, юристы подчеркивают этим творческую роль последней в процессе правообразования и вместе с тем как психологическую природу права, так и логический, если не исторический, приоритет С. права сравнительно с объективным. Поступки лица, направленные к осуществлению предоставленных ему правомочий, с этой точки зрения представляют собою не только пользование сообщенным ему извне благом, но по преимуществу проявление его личной свободы и власти над внешним миром, вытекающих из его положения как личности. С. право — не потому право лица, что оно сообщено ему объективным правом; наоборот, последнее санкционирует лицу определенную долю свободы и власти потому, что личности эта доля свободы принадлежит в силу ее внутренних свойств и без признания ее немыслимо существование общества. Современное воззрение отличается от точки зрения естественного права только тем, что не признает неизменных и постоянных С. прав, а рассматривает последние как необходимую долю свободы лица при данном строе общественных отношений и высшее или по крайней мере равноценное с другими факторами и явлениями жизни благо, не подлежащее ограничению по одним лишь соображениям целесообразности. Противоположная точка зрения указывает на то, что в человеческом общежитии права устанавливаются и охраняются не на основании отвлеченного представления о достоинстве личности, а в видах целесообразного при данных условиях распределения между членами общества реальных благ, для производства которых люди и соединяются в общество. Борьба за право есть прежде всего борьба за жизненные блага; при установлении права важно не то, какая доля свободы предоставляется личности, в какой мере С. чувство ее удовлетворено, а то, какое количество жизненных благ получит личность, осуществляя свои правомочия или С. права. С. сторона дела безразлична для права; она отходит в сферу нравов и быта. Процесс правообразования начинается с господства частной воли и утверждения С. прав энергией самой личности (Иеринг); но в последующей борьбе за право результаты ее, т. е. данное распределение С. прав, обусловливаются не признанием за лицом той или иной доли свободы в силу его внутреннего управомочия, а фактическим преобладанием одних участников борьбы над другими. Мера С. права, таким образом, не в личности, а в принципах общественного распределения благ и может спуститься до полного отрицания личности (в рабстве и крепостничестве). И формально при определении С. прав в каждом данном случае мы обращаемся прежде всего не к анализу свойств человеческого духа, а к так наз. источникам права (см.), т. е. общественному проявлению прав в обычае и законе. В современном правовом государстве, где закон стремится охватить общими нормами все проявления человеческой жизни и сообщить личности правовую мощь и в тех сферах, которые до сих пор оставались свободными от государственного вмешательства, — преобладание объективного права над С. выражается особенно ясно. При дальнейшем росте населения и обостряющейся борьбы за существование распределение жизненных благ по внутреннему уполномочию субъектов будет, конечно, встречать все большие препятствия. Весьма трудно, впрочем, провести резкую разницу в мнениях об отношении С. права к объективному у писателей обеих школ, идеалистической и реалистической. Значение объективного права при установлении С. признает огромное большинство деалиистов; некоторые из них утверждают и логический приоритет объективного права (Тон). Наоборот, некоторые писатели, дающие реалистическое определение С. права, указывают на приоритет С. права.
В составе С. права различают (помимо элементов, указанных в ст. Отношение юридическое) субъект и объект права. Под субъектом права разумеют непосредственного носителя права, представителя защищаемого им интереса или блага, но не непременно его распорядителя: малолетний есть субъект имущественного права, но распорядителем последнего является опекун. Права существуют для разграничения интересов людей, живущих в обществе. Субъектом права является поэтому прежде всего человек, член данного гражданского общества. Чтобы быть носителем прав, человек должен обладать определенными качествами (см. Физическое лицо). Блага, охраняемые правом, и правомочия для их защиты могут быть распределены в индивидуальное обладание человека, но могут быть и достоянием совокупности лиц, пользующихся и защищающих их совместно. В качестве субъекта прав выступает тогда лицо юридическое (см.). Некоторые юристы говорят о "С. правах без субъекта" для обозначения комплекса фактов и отношений, с которыми закон связывает юридическую защиту, но которые в данный момент не имеют представителя и распорядителя. Таким бессубъектным правом является наследство после смерти наследодателя до принятия его наследником (hereditas jacens). Эта конструкция является продуктом уже не философского, а технико-юридического воззрения на природу С. права. Под объектом С. права разумеют обыкновенно те предметы, на которые непосредственно воздействует воля личности и простирается власть, сообщенная ей нормами. Согласно с этим различают и различные виды С. права: 1) права на собственную личность, выражающиеся в праве воздействия на свое тело и самоопределение вовне, по отношению же к другим лицам — в притязании на защиту неприкосновенности жизни, чести, здоровья и т. д.; 2) права вещные (см. Вещное право), сообщающие личности возможность непосредственного воздействия на вещь, служащую объектом обладания; 3) права личные (см. Личное право); объектом их служит, как обыкновенно выражаются, воля другой личности, воздействуя на которую, субъект права достигает обладания вещью (обязательственное право) или подчинения самой личности (семейные права). Если охрана объекта С. права идет до возможности возвращать этот объект отовсюду, в чьи бы руки и каким бы то ни было способом он ни перешел, то говорят об абсолютных С. правах, обязанными лицами по отношению к которым являются все члены общества. Если воздействие на объект связано с притязаниями только по отношению к определенному субъекту и по выходе его из-под власти последнего прекращается, то говорят о С. правах относительных. Права на собственную личность, вещные, семейные и авторские считаются абсолютными правами, обязательственные — относительными. В современном праве различие между абсолютными и относительными, особенно между вещными, семейными и обязательственными, заметно стирается (см. Власть в сфере гражданского права). Ср. Windscheid, "Lehrb. der Pand." (I, § 37, 8 изд., 1900); Dernburg, "Pandecten" (I); Gierke, "Deutsches Privatrecht" (1895); Ihering, "Geist des röm. Rechts" (III); Thon, "Rechtsnorm und subjectives Recht" (1878); Bierling, "Die Principienlehre"; Regelsberger, "Pandecten" (I, русск. пер. "Общее учение о праве", М., 1897); Гамбаров, "Право в его основных моментах", в "Сборнике общих юрид. знаний" (СПб., 1899).
В. Нечаев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907