Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - свевы
Свевы
(Suevi) — в древнейшее время название совокупности нескольких германских племен, которые по своему бродячему или кочующему образу жизни противополагались оседлым племенам (ингевонам); впоследствии — название одного народа. Цезарь первый говорит о С., называя этим именем германцев, живших за убиями и сигамбрами, след. явившихся потом под именем каттов. Он рассказывает, что они составляли 100 округов и насчитывали 10 тыс. чел., способньгх носить оружие. Когда он перешел за Рейн, С. удалились в лес Баценис (Гарц), отделявший их от херусков; их земля граничила с обширной пустыней, покинутой кельтами, между Майном и Дунаем. Они вели жизнь кочевую, занимаясь более скотоводством и охотой, нежели земледелием; ежегодно часть их уходила на войну; так, напр., за Ариовистом следовали и С. Тацит рассказывает о С., что они завязывают на темени зачесанные назад волосы, и причисляет к ним гермундуров, семнонов, лангобардов и, кажется, большую часть народов вост. Германии, от Дуная до Свевского (Балтийского) моря, Культ богини Нертус был общим у всех С. Народы, которые маркоман Маркбод соединил на некоторое время под своим владычеством, были С.; даже гораздо позже, в войнах с Марком Аврелием и Аврелианом, маркоманы и квады неоднократно называются С. В эпоху великого переселения народов название С. обнимало собой только семнонов. Часть последних входила в состав полчищ, которые в 406 г. вторглись со стороны устья Майна в Галлию, покинутую римскими войсками. Три года они опустошали Галлию, сражались за Константина, провозглашенного в Британии римским императором, и в 409 г., вместе с вандалами и аланами, прошли в Испанию, где получили от императора Гонория земли в Галиции. Свевский король Гермерик прогнал вандалов, с королем Гундериком; когда же вандалы перешли в Африку, С., под предводительством Рехилы, завоевали в 439 г. Мериду, в 441 г. Гиспались (Севилью), распространились на З и Ю по Лузитании и Бетике и удержались против оружия римского полководца Витуса, присланного Валентинианом III. Сын Рехилы, Рехиар, принявший христианство, был разбит Авитом, провозглашенным в Галлии императором, и Теодорихом II, королем вестготов. В 456 г. Рехиар был убит в борьбе с Теодорихом. Преемник его Ремизмунд, исповедывавший арианское учение, заключил с Теодорихом договор, но в 465 г. опять распространил свою власть на северную Лузитанию. После того история С. неизвстна до 561 г., когда свевский король Теодомир, или Ариамир перешел в католичество. Сын его, Теодомир II, или Мир, помогал сыну Леовигильда, короля вестготского, Герменегильду, в войне против отца, но был побежден в 583 г. и должен был признать над собой власть Леовигильда. В 585 г. Леовигильд, разбив Андеку, свергнувшего с престола своего тестя Эборика, сына Мирова, присоединил свевскую державу к вестготской. В Германии имя С. сохранилось в виде имени свавов, или швабов — племени, союзного с алеманами и, может быть, тождественного с прежними ютунгами; после 430 г. оно является к В от алеманов, по Неккару и Диким Альпам, и оттуда распространяется по римской провинции Реции; с половины VI в. свавы являются также в Свевоне, между Заалой, Боде и Нижним Гарцем. По мнению Вейса, эти свавы, в отличие от южных называвшиеся северными, были поселены франкскими королями Хлотарем и Зигбертом, ок. 568 г., в покинутой саксами стране и принадлежали к германскому народу варинов, или варнов, которых еще Тацит причислял к С., и прежние жилища которых находились на Гавеле.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.