Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - свобода слова совести собраний личности

Свобода слова совести собраний личности

(гражданская) (дополнение к статье)

была обещана манифестом 17 октября 1905 г. "На обязанность правительства возлагаем Мы — говорилось в нем, — выполнение непреклонной нашей воли: даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Как основание и гарантия свободы гражданской, была обещана и свобода политическая: законодательное собрание, избираемое если не всеобщей подачей голосов, то всеми классами населения. Будучи уступкой общественному мнению, манифест 17 октября не удовлетворил общество, которое в это время уже вполне определенно требовало полной свободы политической, т. е. народного собрания, избранного на основе всеобщего голосования и действительной свободы гражданской (четырех свобод). Между тем цензура отменена не была, полицейские стеснения над личностью, собраниями и т. д. — тоже. Издатели и авторы перестали посылать свои издания в цензуру, сперва в Петербурге, потом в Москве, затем во многих провинциальных городах, и с конца октября до начала декабря 1905 г. печать если не повсеместно, то в больших городах России была фактически свободна. Свобода собраний и союзов фактически осуществлялась уже несколькими месяцами раньше. С середины ноября 1905 г. правительство начало усиленную борьбу против этих явлений. 24 ноября 1905 г. был издан закон о печати. Рассматриваемый объективно, вне условий времени, он был по сравнению с прежним законодательством громадным шагом вперед, но свободы слова все же не установил. Постепенно, посредством конфискации книг и №№ газет, запрещения газет, ареста редакторов, судебных процессов и т. д. к началу 1906 г. свобода слова была фактически вновь до крайности ограничена (о положении печати при действии закона 24 ноября см. Цензура). Точно так же правительству удалось подавить собрания, происходившие в августе — декабре 1905 г., почти совершенно свободно, а союзы и общества, основавшиеся в это время, уничтожить или подчинить суровой полицейской регламентации (см. Союзы и собрания). Больше было достигнуто в области свободы совести. Указом 17 апреля 1905 г. была предоставлена свобода перехода из православия в другое христианское исповедание (но не в нехристианское); дана свобода обратного перехода в нехристианскую веру для лиц, присоединенных из этой веры к православию; облегчено построение храмов для старообрядцев и сектантов и т. д.; но пропаганда неправославной религии осталась по-прежнему запрещенной, евреи по-прежнему остались стесненными во всех своих гражданских правах. — Что касается политической свободы, то закон 11 дек. 1905 г. дал избирательное право, весьма далекое от всеобщего, а различные циркуляры и разъяснения, главным образом в октябре 1906 г., ограничили его еще больше. Законами 20 февраля и 3 апреля 1906 г. органу народного представительства, Государственной Думе, даны права крайне ограниченные (см. Россия, в конце тома). — В течение 1905 и 1906 гг. русская литература по вопросу о свободе гражданской и политической сильно разрослась; появлялись главным образом мелкие популярные брошюры (довольно подробный перечень их, с краткими рецензиями, см. в изданном литературной комиссией при союзе учителей "Указателе общедоступных книг по общественно-политическим вопросам", вып. 1-й, СПб., 1906, и "В помощь читателю", Ростов-на-Дону, 1906). Оставляя в стороне как эти брошюры, так и сочинения, посвященные государственному праву или теории права вообще, и затрагивающие вопрос о С. гражданской или политической, укажем лишь важнейшие новейшие сочинения, посвященные прямо этому вопросу. Проф. А. Градовский, "О свободе русской печати" (СПб., без года; старые, вновь перепечатанные статьи Градовского); К. Арсеньев, "Свобода совести и веротерпимость" (СПб., 1904); Мильтон, "Речь о свободе печати (Areopagitica)" (СПб., 1906); К. Маркс, "О свободе печати" (СПб., 1906); В. Ф. Дерюжинский, статьи: "Свобода печати в Англии", "Публичные митинги в Англии", "Печать во Франции при Наполеоне I" и др. в его сборнике: "Из истории политической свободы в Англии и Франции" (СПб., 1906); M. А. Рейснер, "Государство и верующая личность" (сборник статей, СПб., 1905).

В. В—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое свобода слова совести собраний личности
Значение слова свобода слова совести собраний личности
Что означает свобода слова совести собраний личности
Толкование слова свобода слова совести собраний личности
Определение термина свобода слова совести собраний личности
svoboda slova sovesti sobraniy lichnosti это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины