Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - сырная седмица
Сырная седмица
последняя в ряду седмиц, приготовительных к св. четыредесятнице. Свое наименование получила оттого, что является последнею ступенью приготовительного воздержания; в продолжение этой недели запрещено мясо, но дозволено вкушать сыр и яйца; поэтому в просторечии она называется также масляной, или масленицей (см.). Церковь называет ее преддверием божественного покаяния. В ее богослужении, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды. В среду и пяток С. седмицы совершаются только часы, на которых произносится молитва св. Ефрема Сирина, с обычными поклонами. В субботу церковь воспоминает св. подвижников и подвижниц, просиявших пощением и молитвенным бдением. Наконец, в воскресный день С. седмицы церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Этот день в просторечии наз. прощеным или прощальным воскресеньем (см.). Чин богослужения в С. седмицу получил свое начало в древние времена христианства. О воспоминании изгнания прародителей из рая в С. неделю говорит в письме своем об уединенной жизни уже Феофил, патриарх Александрийский, живший в IV в. В IX в. Феодор и Иосиф Студиты и Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, ныне поемые церковью в С. седмицу. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. II, СПб., 1882).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.