Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - татиан
Татиан
(Тациан) — христианский писатель-апологет II в. по Р. Хр., младший современник и ученик Иустина, родом из Ассирии. Греко-римская поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны; он сам про себя говорил, что "весьма славился в языческой мудрости". Предпринимая путешествия в разные страны, он собрал много данных о быте, нравах и религиозных воззрениях многих народов Азии и Европы. Но и такой богатый запас разнородных сведений не удовлетворил Т., как не отвечающий на запросы ума и сердца, желающего постигнуть истину. Он посвятился в какие-то греческие мистерии — вероятно, елевзинские, — но и в них не нашел искомого. Прибытие в Рим еще более усилило убеждение Т., что язычество не обладает истиной. Это заставило его "углубиться в себя и исследовать, каким образом найти истину". Ему попали в руки книги Свящ. Писания, которые произвели на него глубокое впечатление "по простой их речи, безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предвидения будущего, превосходству правил и, наконец, по учению о едином Властителе над всем". К этим книгам расположило его и то, что они гораздо древнее всех памятников эллинской образованности. Затем Т. увидел высоконравственную жизнь христиан и особенно был поражен готовностью их бестрепетно умирать за свои верования. Он обратился в христианство, сделался учеником св. Иустина и вместе с ним терпел преследования от философа Кресцента. По примеру своего учителя он стал проповедником и защитником христианства. Есть основание думать, что он был преемником Иустина в должности учителя в основанной последним в Риме богословской школе. После мученической смерти Иустина Т. удалился в Сирию и здесь увлекся гностицизмом. О дальнейшей его судьбе нет никаких известий. Время его смерти предположительно относится к 175 г. Главнейшие заблуждения Т., по показаниям Иринея, Ипполита, Климента Александрийского и других церковных писателей, состояли в том, что он допускал невидимые зоны, подобно Валентину, объяснял слова в книге Бытия "да будет свет" как просьбу демиурга к высшему Богу, отрицал возможность спасения Адама, как главы непослушания, отвергал брак, почитая его блудодеянием, осуждал употребление мяса и вина и был если не основателем, то одним из значительных представителей секты энкратитов ("воздержников"), называвшихся также гидропарастатами, акварианами вследствие употребления ими одной воды при совершении евхаристии. Иероним приписывает Т. докетический образ мыслей о плоти Христа. По свидетельству Евсевия и Иеронима, Т. написал очень много книг, но из них дошла до нас только его апология христианства, а прочие известны только по заглавиям или очень небольшим отрывкам. Т. сам упоминает о своих книгах: "О животных" и "Против тех, которые рассуждали о божественных делах"; Климент Александрийский делает небольшую выдержку из его книги: "О совершенстве по учению Спасителя"; Евсевий приписывает Т. "Книгу вопросов" и свод четырех Евангелий под названием "δια τεσσαφών", в котором, по свидетельству Феодорита, Т. опустил родословия Христа и другие места, показывающие, что Христос по плоти происходил от семени Давидова. Этим евангелием пользовались не только последователи Т., но и православные христиане, как книгою весьма удобною. Феодорит нашел более 200 экземпляров его в церквах своего округа (Кира), отобрал их и заменил каноническими Евангелиями четырех евангелистов. В апологии христианства "Речь против эллинов", написанной Т. в православный период его жизни, апологет доказывает превосходство христианства перед язычеством по верои нравоучение и по степени древности происхождения. О христианстве он говорит кратко, о ненормальностях язычества трактует очень подробно, так что полемический элемент значительно преобладает над апологетическим. Особенности этого труда Т. — несистематичность изложения и слишком беспощадная критика языческой философии, к которой его предшественник и учитель относился с большим уважением, находя в ней проблески Божественной истины. Апология Т. пользовалась великим уважением в древние времена христианства; из нее приводили отрывки в своих сочинениях Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Евсевий и др. Последнее издание Т. принадлежит Ед. Шварцу: "Tatiani oratio ad Graecos" (Лейпциг, 1888, в серии: "Texte und Untersuchungen zur Geschichte d. altchristlichen Litteratur, von О. v. Gebhard und Ad. Harnack", т. IV). Из старых трудов заслуживает внимания книга Daniel'я "Т. der Apologet" (Галле, 1837). См. также П. Преображенский, "Сочинения древних христианских апологетов" (СПб., 1895; перевод апологии Т. на русский язык и сведения о его жизни); А. Сергиевский, "Отношение апологетов восточной церкви II в. к языческой философии" ("Вера и разум", 1886, т. II, ч. 1); И. П. Реверсов, "Защитники христианства" (апологеты. СПб., 1899).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.