Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - титовы композиторы
Титовы композиторы
— семья русских музыкантов-композиторов XVIII и XIX в. К ней принадлежат: 1) Алексей Николаевич Т. (1769—1827); ум. в чине ген.-майора. Недурно владел техникой композиции; отлично играл на скрипке. Оставил довольно много опер: "Пивовар, или Кроющийся дух" (поставл. при Екатерине II), "Суд царя Соломона" (слова С. Глинки, поставлена при Павле I), "Ям" (слова Княжнина, пост. в 1805 г.), "Амур-Судья, или Спор трех граций" (слова Княжнина, 1805), "Нурзахад" (сл. Княжнина, 1807), "Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма" (сл. Княжнина, 1809), "Эммерик Текелий" (1812), "Праздник Могола, или Торжество Олимара" (1823), "Минутное заблуждение" (сл. С. Глинки), "Наталья боярская дочь" (сл. С. Глинки), "Татьяна прекрасная на Воробьевых горах", "Солдат и Пастух". Вероятно, ему же принадлежит опера: "Вот каковы русские, или Мужество киевлян" (слова Княжнина, пост. в 1817 г.). Музыка его носит отпечаток Гайдновско-Моцартовского стиля; иногда замечаются и проблески влияния русской народной музыки. См. "Воспоминания" сына его H. А. Т. ("Древняя и новая Россия", 1878, т. III). Перечень опер у Моркова, "История русской оперы", и в списке опер, поставленных в России, В. В. Стасова ("Русская музык. газета", 1898, и отд., СПб.). 2) Брат вышеупомянутого, Сергей Николаевич Т (род. 1770, год смерти неизвестен). Хорошо играл на альте и виолончели. С большим или меньшим вероятием ему приписываются оперы: "Посиделки" (сл. Княжнина, 1809), "Старинные святки" (1809), "Легковерные" (слова Княжнина, 1812) и "Принужденная женитьба". Некоторые из них, однако, приписываются и его старшему брату ("Посиделки", "Легковерные"). Неизвестно, кому из них принадлежат балет "Новый Вертер" (пост. в 1799 г.) и опера "Исправленный игрок" (пост. при Александре I). Источники для биографии С. H. Т. те же, что и для биографии его старшего брата. 3) Николай Алексеевич, сын Алексея Николаевича Т. (род. 28 апр. 1800 г., умер 10 дек. 1875 г.), известный под прозвищем "дедушки русского романса"; был одним из наиболее популярных наших композиторов в области романса в первой половине XIX в. Как Алябьев, Верстовский, Варламов и даже в большей мере, чем они, Николай Алексеевич Т. был любителем-композитором; его композиторская техника имеет вполне дилетантский характер и много уступает технике его отца. Дальше простейшей формы салонного романса и танца H. А. не шел. Тем не менее, искренность настроения и теплота чувства, нередко переходящая в сентиментальность, вместе с беспритязательной простотой и общедоступностью композиторского стиля доставили H. А. Т. широкую популярность у всех наших любителей и любительниц пения. Его перу принадлежат более 60 романсов на русские и французские тексты (первый издан в 1820 г., последний — в 1868 г.) и более 30 инструментальных танцев (вальсов, полек, кадрилей, также маршей). Некоторые из его романсов и танцев в свое время пользовались огромной популярностью ("Уединенная сосна", "Коварный друг", "К Морфею", "Прости на долгую разлуку", кадриль "Vieux p éché s" и т. д.). Образование H. А. получил в кадетском корпусе, был офицером, в конце жизни директором казенной лосинной фабрики и членом общего присутствия комиссии дпт. военного министерства. Вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. См. его автобиографические "Воспоминания" ("Древн. и нов. Россия", 1878, т. III; "Русск. старина", 1870 г., т. I); статью С. Булича, "Дедушка русского романса H. А. Т." ("Русская музыкальн. газета", 1900 г. № 17—20 и отдельно СПб. 1900), где приведена и прочая литература; его же, "Несколько новых данных для биографии Н. А. Т." ("Русск. музыкальная газета", 1900). 4) Брат предыдущего, Михаил Алексеевич Т, также композитор-любитель, автор нескольких романсов и фортепианных танцев (1804—1853). Музыкальное его образование было более солидно, чем образование его старшего брата; учился он теории композиции у теоретика Джулиани. В печати появились только 10 романсов его на русские и французские слова и несколько танцев для фортепиано. См. цитир. выше статью С. Булича. 5) Николай Сергеевич Т. (год рождения и смерти неизвестен), сын Сергея Николаевича Т., также композитор романсов; некоторые из них (напр., "Талисман" на слова Пушкина) пользовались популярностью. Умер еще молодым. Ему принадлежат не менее 17 романсов, вышедших в изданиях Стелловского и Бернарда и нередко приписывавшихся более популярному Н. А. Т. По фактуре и стилю его произведения не отличаются существенно от произведений "дедушки русского романса" Н. А. Т. См. о нем "Воспоминания" Н. А. Т. и упомянутую уже статью С. Булича.
С. Б—ч.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое титовы композиторы
Значение слова титовы композиторы
Что означает титовы композиторы
Толкование слова титовы композиторы
Определение термина титовы композиторы
titovy kompozitory это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):