Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ученические журналы и сборники
Ученические журналы и сборники
одно из явлений школьной жизни, мало исследованное у нас вследствие пренебрежения к личности ученика. Уже в середине XVIII в. кадеты Шляхетного корпуса имели свой периодический платный орган ("Праздное время в пользу употребленное"), в котором можно видеть первые проблески сатирического направления в XVIII в. В Москве в ту пору первое место по литературным интересам учащихся занимал Благородный пансион при университетской гимназии, где руководителями молодежи были Новиков и Шварц ("Утренний свет", "Вечерняя заря", "Покоящийся трудолюбец" издавались с участием студентов; "Распускающийся цветок", напечатанный в 1787 г. Новиковым, был первым сборником трудов воспитанников пансиона). В журналах и сборниках XVIII в. отличительная черта — нравоучительное направление. Влияние Карамзина и сентиментализма отразилось на У. сборниках XIX в. "Утренняя заря" воспевает природу, дружбу, любовь к отечеству и патриотизм (1800—1810). "В удовольствие и пользу" вносит новый элемент — интерес к русской истории, выражавшийся в чувствительных, меланхолических рассказах на темы из летописных сказаний. Периодическое ученическое издание "Каллиопа", появившееся в 1815 г., просуществовало до 1820 г. Первое ученическое рукописное издание возникло в 1804 г. в Казани ("Аркадские пастушки"). В 1806 г. появился "Журнал наших занятий"; редакторами были С. Т. Аксаков и А. Панаев. Влияние авторитетов — Ломоносова, Державина и в особенности Карамзина — сближает эти издания с сочинениями воспитанников Благородного пансиона. В 1811 г. появляются У. журналы в Царскосельском лицее ("Вестник" в 1812 г. — два журнала). В этих журналах уже выяснились два направления: осмеяние учителей и товарищей и идеализация высших стремлений человека. Последний тип наиболее распространен. Пушкин, Гоголь ("Звезда"), Лермонтов ("Утренняя заря"), И. И. Панаев, Белинский были редакторами и сотрудниками У. журналов. В 50-х годах Помяловский был редактором "Семинарского листка", журнала философско-богословского характера. Особенно распространены У. журналы были в 60-х годах. Журналы семидесятых годов переполнены популяризацией научных статей, книг (Бокль, Дрэпер); настроение их очень серьезное (Костромская дух. семинария издавала тайный журнал, ставивший главной целью самообразование и развитие высших интересов). В восьмидесятых годах более определенный характер носили журналы Тифлисской гимназии и Киевской коллегии Галагана, имевшие целью самообразование и обмен мыслей для развития миросозерцания. Одни из этих журналов "автодидактической группы" ограничиваются стремлением к самообразованию путем размышления и чтения; другие считают необходимым размышлять и над школьной жизнью. На первом плане журналов "автодидактической" группы — интерес к вопросам литературы и искусства (большой интерес вызывали статьи Писарева). Статей публицистических почти не встречается в этой группе журналов. Наиболее многочисленная группа У. журналов — литературная, наименее — сатирическая. Журналы тифлисских гимназий, ставящие себе главной задачей защиту своей национальности, относятся к публицистической группе. Все вообще У. журналы отличаются слабостью интереса к политическим вопросам и отсутствием определенной программы. См. С. Смирнов. "У. журналы и сборники" (М., 1901); С. Скворцова "Духовная жизнь гимназисток по литературным журналами, издаваемым гимназистками" ("Вестник воспитания", 1896, № 3):
П. К—ий.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907