Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ушас
Ушас
(санскр. Ushâs — заря) — олицетворение зари в индийской мифологии, один из самых поэтических образов индоевропейского мифологического творчества. Около 20 гимнов Ригведы посвящено прославлению вечно юной и прекрасной богини У. Она принадлежит, таким образом, к древнейшим созданиям индийской мифологии. Вследствие тождества имени богини с нарицательным именем существительным ushas = заря олицетворение в данном случае не успело еще затемнить первоначальные конкретные признаки явления природы. Образ У. не пострадал ни от позднейшего стремления все приурочить к объяснению тех или других особенностей жертвенного ритуала, ни от умозрительных толкований жрецов. Описания У. отличаются живостью красок и грацией образов. Одетая в яркий наряд, она, как танцовщица, обнажает свою грудь и, как девушка, наряженная матерью, выказывает свои формы; одетая сиянием дева У. появляется на востоке и открывает свои прелести; блистая несравненной красотой, она не скрывает своего света ни от малых, ни от больших; поднимаясь, блестящая, будто из волн, где она купалась, и показывая свои красы, она приходит вместе с светом, прогоняя тьму. Она вечно юна, несмотря на свою древность, и вечно возрождается снова и снова; светя всегда одинаково, она уносит жизнь смертных; как она светила некогда, так она светит и теперь и будет светить после, вечная, бессмертная. Как колесо, она обращается вечно снова. Она будит животных и птиц, она дает дыхание и жизнь всем тварям; она показывает людям их пути и дает всем существам новую жизнь. Она прогоняет дурные сны, совлекает черное одеяние ночи, прогоняет тьму и злых духов, обнаруживает сокровища, скрытые во тьме, и, полная доброты, распределяет их. Пробуждаясь, она освещает края облаков, открывает небесные врата: ее румяные лучи, как стада, поднимаются кверху, красные коровы сами впрягаются в ярмо, румяные зори вьют свою светлую пряжу, будто из золота. Отсюда эпитет У. — мать коров. Появляясь ежедневно на определенном месте, У. никогда не нарушает установленного богами порядка, идя прямо по его стезе; зная свою дорогу, она никогда ее не теряет. Она служит добрую службу богам, заставляя их поклонников просыпаться и жертвенные огни — зажигаться. Ее просят разбудить одних благочестивых и щедрых верующих и оставить спящими нечестивых скупцов. У. является на блестящей, светлой, всячески украшенной и все украшающей, массивной колеснице или на целой сотне колесниц. Ее везут рыжие кони или того же цвета быки и коровы. И те, и другие изображают, вероятно, румяные полосы утренней зари; коровы обыкновенно объясняются как румяные утренние облака. Вполне естественно образ У. тесно связан с образом солнца. Она открывает ему путь, приводит с собой око богов (солнце), светит светом солнца, своего возлюбленного. За нею следует Савитр; Сурья преследует ее, как юноша девушку. Она жена Сурьи; зори — жены солнца. Преследуемая солнцем, она представляется его женою или возлюбленной, но иногда и его матерью (так как солнце следует за нею). От нее произошли Сурья, жертвоприношение, Агни; она — сестра светлого Адитья Бхага и родственница Варуны. В то же время она сестра (иногда старшая) ночи, почему их имена соединяются в одно сложное имя (в двойств. числе) — Ушасанакта. У. родилась в облаке; она дочь неба, которое однажды является ее возлюбленным. Так как жертвы совершаются на рассвете, то возникает вполне естественная связь У. с богом огня — Агни. Агни является перед зарей или вместе с ней и, как солнце, называется возлюбленным У. Столь же естественна близкая связь У. с богами-близнецами раннего утра — Ашвинами. Она сопровождает их и дружна с ними. Ее просят разбудить их, что она делает своим гимном. Когда колесница Ашвинов запрягается, тогда рождается У. — дочь неба. Однажды она упоминается и вместе с луной. В связи с У. упоминаются и другие боги, породившие или нашедшие ее. Индра породил или засветил У.; иногда, впрочем, он изображается ее врагом, разбивающим ее колесницу. Сома заставил зори светить при их рождении. Брхаспати открыл зарю, небо и Агни, прогоняющего тьму светом. Древние рши, товарищи богов, при помощи разных гимнов открыли скрытый свет и породили У. Ее часто умоляют посвятить своим поклонникам или даровать им богатство, долголетие и детей, охранить их своим покровительством. Душа умершего идет к солнцу и к У. К У. прилагаются многочисленные эпитеты: сияющая, блестящая, светлая, белая, румяная, сияющая золотом, божественная, бессмертная, благостная и т. д. Имя У. находится в этимологическом родстве с лат. aurora (из *ausôsâ) и греч. 'Ηώς — Эос (ср. эолич. αϋως = заря). Индоевропейский корень, лежащий в основе этих имен, — âues-, откуда санскр. uccháti — светить, лит. aûszta "светает", латыш. austrs = восточный ветер, лат. auster = южный ветер, др.-верхненем. ôstar = östlich (на востоке, восточный) и т. д. Латинское aurora представляет форму корня *aus (из aues) + ôs-a, греческое 'Ηώς = *âus-ôs, санскр. У. — слабую форму корня *us — ôs. Подробности и литературу см. у Macdonell, "Vedic mythology", и в "Grundriss der indoarischen Philologie und Altertumskunde" (т. III, 1, вып. А., Страсбург 1897, § 20).
С. Б—ч.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907