Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - успенский собор
Успенский собор
(в Москве, в Кремле) — основан в 1326 г. Иоанном Калитою по совету св. Петра, митроп. Московского. Освящен в 1327 г. При Иоанне III собор разобран за ветхостью, и в 1472 г. начата постройка нового. Доведенный до сводов, он по непрочности материала и каменной кладки обрушился в 1474 г., после чего Иоанн III вызвал из Венеции мастера Фиоравенти и приказал ему выстроить храм по образцу собора во Владимире. В 1479 г. собор был уже освящен (см. Россия). Собор неоднократно подвергался повреждениям от пожаров. Многократные набеги на Москву и разорения от татар, поляков и в особенности в 1812 г. от французов для У. собора были еще более разрушительны, нежели огонь. От них гибла драгоценная церковная утварь, кололись и сжигались св. иконы, на месте гробниц святителей ставились горны и склады оружия, провианта, фуража и амуниции. В эти печальные годины У. собор лишился большей части своей драгоценной утвари, золотых и серебряных окладов гробниц святителей, редких по историческим воспоминаниям сосудов, крестов, лампад, подсвечников, паникадил и проч. Во время неприятельского нашествия 1812 г. разграблены и похищены 325 пд. серебра и 18 пд. золота. Французы хотели взорвать собор порохом, но стены его остались невредимы. Собор представляет собой продолговатый четырехугольник с тремя папертями на запад, юг и север; стены его из белого тесаного камня; на восточной его стороне имеются три полукруглых алтарных выступа. Собор пятиглавый, главы все куполообразные золоченые. Паперть западной стороны крытая, на столбах, другие же паперти — открытые. Стены собора имеют такой размер: по линии от востока к западу 18 саж. без выступов алтарных и паперти; общая же длина собора 21 саж.; вышина собора до яблока креста тоже 21 саж.; вышина стен 11 саж.; большая глава в диаметре 5 1/2 саж., меньшие по 4 саж. Первый раз позолота глав была произведена при царе Иоанне Грозном. Как в барабанах под куполами, так и в двух поясах собора имеются узкие, продолговатые окна, освещающие внутренность храма. В расположении икон собор представляет вселенскую церковь. На его пятиярусном иконостасе изображены св. праотцы, патриархи, пророки, апостолы, дванадесятые и богородичные праздники; по стенам видны вселенские соборы; на четырех столбах начертаны св. мученики. Внутренность главы представляет небо, поддерживаемое херувимами, и в нем Господь Вседержитель Саваоф. Из икон нижнего яруса замечательны: икона Владимирской Божией Матери, по преданию, написанная евангелистом Лукою (перенесена из Владимира в Москву в 1395 г.); образ Спасителя, сидящего на престоле, очень древнего греческого письма, присланный греческим императ. Мануилом в Новгород, а по покорении последнего перенесенный в Москву в 1476 г.; храмовая икона Успения Божьей матери, писанная основателем собора святителем Петром; устюжский образ Благовещения Пресв. Богородицы (перед этой иконой молился св. Прокопий Устюжский об избавлении от грядущего на гор. Устюг гнева Божьего); икона Смоленской Божией Матери, именуемой Одигитрия (находится в соборе с 1514 г.). У. собор имеет пять приделов. В соборе почивают открытые для богомольцев мощи святителей Петра, Филиппа и Ионы и под спудом свят. Фотия, Киприана и Феогноста. Гробницы митрополитов расположены по левую сторону от входа; в них погребены митрополиты Геронтий, Симон, Макарий и Афанасий; по правую сторону от входа расположены гробницы патриархов, исключая патриарха Никона. В левом приделе, близ мощей святителя Петра, хранятся в небольших, ценных золотых и серебряных ковчегах: 1) часть ризы Господней, присланная в 1625 г., в царствование Михаила Федоровича, из Персии, от персидского шаха Аббаса; 2) часть ризы Божией Матери, принесенная в дар князем Вас. Вас. Голицыным, в XVIII в.; 3) железный гвоздь Господень, один из тех четырех, которыми был пригвожден Спаситель ко кресту. Величина его — около трех вершков. Он принесен в Москву в 1686 г. из Грузии царем Арчалом Вахтанговичем, а в 1715 г. положен в У. соборе, в богато украшенном золотом ковчеге; и 4) св. крест с частию животворящего древа Креста Господня. В этом же приделе хранятся частицы мощей разных святых угодников Божьих. В главном алтаре хранятся запрестольные корсунские кресты, древность которых относят ко временам св. князя Владимира; здесь золотой ковчег, изображающий Синайскую гору и пророка Моисея, получающего от Бога скрижали, а в подножии дарохранительница — ларец для хранения важнейших государственных бумаг. Между прочим, здесь сохранялась грамота импер. Александра I о назначении наследником престола вел. кн. Николая Павловича. Над престолом возвышается величественная сень времен Михаила Федоровича. Из священных предметов, хранящихся в ризнице собора, особенно замечательно евангелие напрестольное, большое, принесенное в дар царицей Наталией Кирилловной; оно обложено золотом, украшено крупными алмазами, яхонтами, изумрудами и др. драгоценными камнями; оценено еще в царствование имп. Екатерины II в 200 тыс. р.
В отделе облачений множество замечательных риз из дорогой золотой парчи, бархата и проч. дорогих тканей, украшенных жемчугом и драгоценными камнями, пожертвованных разными царями, царицами и др. известными лицами. Из тринадцати больших паникадил, находящихся под сводами собора, одно имеет историческое значение: оно из чистого серебра, весу 20 пд.
31 фн., устроено по повелению имп. Александра I из серебра, отбитого казаками у французов, и повешено на том же месте, где прежде было серебряное паникадило в 60 пд., похищенное французами в 1812 г. К числу исторических памятников в соборе относятся: 1) древнее царское место, называемое троном Мономаха; находится близ южных дверей, очень искусной работы в виде остроконечной часовни; украшено орлом. 2) Царское место более нового устройства, у левого столба, против иконы Владимирской Божией Матери, богато украшенное золотой парчой и бархатом, шитым шелком и золотом. 3) Место патриаршее, тоже в виде четырехугольной часовни, украшенное крестом; у правого столбца жезл первосвятителя Петра с надписью: "Смиренный Петр митрополит всея Русии". 4) В юго-зап. углу шатер, устроенный царем Михаилом Федоровичем и отцом его, патриархом Филаретом, для хранения ризы Господней; в нем ныне положена плащаница. В У. соборе производилось венчание на царство всех государей со времен Иоанна IV, а также посвящение патриархов. Ср. И. Снегирев, "У. собор в Москве" (М., 1856); Ф. Рычин, "Путеводитель по московской святыне" (М., 1890); архим. Иосиф, "Путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы и ее окрестностей" (М., 1896); его же, "Московские соборы и монастыри" (М., 1899); И. А. К., "У. собор в Москве" ("Церковные ведомости", 1895, № 33).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.