Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ваггабиты или вегабиты

Ваггабиты или вегабиты

приверженцы магометанской религиозной секты, возникшей во второй половине XVIII столетия в Аравии и распространившейся преимущественно по восточным провинциям ее. Основатель этой секты, Мохаммед-Ибн-Абд-эль-Ваггаби, родился в конце первой половины XVIII столетия в Граймеле, принадлежал к племени Мезалик, одному из наиболее могущественных в Неджеде. Мохаммед был купцом, много путешествовал, и в Дамаске, где часто бывал по своим торговым делам, вращался в кругу фанатического магометанского духовенства. Под влиянием последнего в Мохаммеде росло и крепло убеждение, что необходимо очистить Ислам от приставшей к нему с течением времени, чуждой духу его, примеси, отбросить все новшества и возвратить его сознанию народному в первобытной чистоте. Это убеждение настолько овладело Мохаммедом, что он бросил все дела и посвятил себя исключительно проповеди своих идей. Впервые Ваггаби выступил со своей проповедью в городе Эяне, и хотя своим фанатическим энтузиазмом успел увлечь за собой значительную часть населения, но сильнее, все-таки, оказалась партия его противников, вследствие чего Мохаммед и более ретивые его последователи вынуждены были, после кровопролитной схватки, удалиться из Эяны. Тогда сектанты направились (около 1769 г.) в Дгерайю, шейх которой, Сауд бен-абд-эль-Азиз, дружественно приютил беглецов и вскоре стал одним из ревностнейших адептов Ваггаби, провозгласив себя апостолом и "мечом" нового учения, которое и принялся распространять со всем пылом новообращенного. Сущность реформы, внесенной в Ислам учением В., заключается в той строгости, с которой оно обязывает исполнять все веления Корана (отделять известную часть доходов в пользу бедных, иметь строгий и справедливый суд, вести постоянную войну с неверными, воздерживаться от вина и всяких горячительных напитков, отказаться от всякого рода излишеств, от роскоши и курения табаку и т. п.). Ваггаби умер в 1787 г. в Дгерайе.

Из многочисленных его сочинений, отличающихся, по утверждению его биографов, богатством мысли и подкупающей непосредственностью, по-видимому, ничего или очень мало напечатано. Сыновья и внуки Ваггаби также довольствовались духовными почестями и не заявили себя воинственными носителями учения основателя секты. Но могущественнейшее влияние на политическую историю Аравийского полуострова имело новое учение, благодаря шейху Сауду и его потомкам (династия эта даже известна под названием Ваггабитской). Сауд вскоре приобрел множество приверженцев среди храбрых бедуинов и с их помощью успел распространить новое учение по всей Внутренней Аравии, от границ Геджаса до Персидского залива. После смерти Сауда сын его Абд-эль-Азиз располагал уже стотысячной армией, с которой он и двинулся к Месопотамии и областям Баграин и Оман, отчасти принадлежащим Персии, отчасти находящимся под ее покровительством, и овладел ими. Этим он навлек на себя ненависть персиян-шиитов, и один из них, во время торжественного богослужения в мечети в Дгерайе, заколол шейха (1805 или 1806). Его дядя Абдаллах, наследовавший ему, вторично вторгся в Персию и разрушил один из священнейших для персов городов — Мешхед Гуссэйн с гробницей Гуссэйна. Затем Абдаллах обрушился на западные провинции Аравии, взял Мекку, ограбил Каабу и ввел повсюду учение Ваггаби. В 1810 г. Абдаллах взял также Медину, где, будто бы, не пощадил и священных для каждого мусульманина гробниц пророка Магомета и двух первых халифов, Абу-Бекра и Омара. Тогда Порта приказала египетскому паше Мегемету-Али объявить войну Ваггабитам. Египетское войско вторглось в Геджас и без особых трудностей овладело Меккой и Мединой. Ибрагим-паша проник с войском до Неджда, овладел главным городом В., Дгерайей, взял в плен самого Абдаллаха и послал его в Константинополь, где он был казнен (1818). Вслед за тем Ибрагим-паша постарался примирить религиозные разногласия В. и суннитов, чтобы прекратить междоусобицу. В Дгерайе он оставил египетского губернатора, Измаила, и возвратился в Египет. Преемник Измаила, Халид, был изгнан восставшим народом, который провозгласил шейхом сына казненного Абдаллаха, Пурки. Последний назначил своей резиденцией город Риядег, но правил недолго: он был убит своим двоюродным братом Мешари, захватившим престол. Но и Мешари, в свою очередь, вскоре был свергнут сыном Пурки, Файсулем. В 1832 г. для усмирения В. послан был турецкий генерал Хуршид-паша, и Файсуль должен был бежать. Общее восстание, изгнавшее египетского губернатора, снова привело Файсуля на престол, но спустя короткое время Хуршид-паша взял его в плен и закованного отправил в Египет, где он содержался в темнице до вступления на египетский престол Аббас-паши. Около этого времени ему удалось бежать. Предполагают, что Файсуль умер в 1870 г. Ему наследовал сын его Сауд. Но его владения, обнимающие всего 11 провинций с 316 населенными пунктами и 1½ млн. душ, значительно сократились в сравнении с прежним обширным государством В.

Ср. "Histoire des Wahhabites depuis leur origine jusqu'à l'an 1809" (Париж, 1810); путевые очерки Буркгардта (Лондон, 1830) и в особенности В. Г. Пальгрэва, "Narrative of a year's journey through Central and Eastern Arabia 1862—63" (2 т., Лондон, 1865; на немецком языке, 2 т., Лейпциг, 1867—68).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ваггабиты или вегабиты
Значение слова ваггабиты или вегабиты
Что означает ваггабиты или вегабиты
Толкование слова ваггабиты или вегабиты
Определение термина ваггабиты или вегабиты
vaggabity ili vegabity это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины