Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - величание
Величание
(церк.) — стих в честь Иисуса Христа, Божией Матери или празднуемого святого, который поется священнослужителями среди церкви, а певчими — на клиросе.
Величание (в народном быту) — почесть, воздаваемая кому-нибудь либо тем, что его хвалят, перечисляя все его хорошие качества, либо тем, что называют его по отчеству. Оба обычая весьма древни, и оба имеют большое значение в русской народной жизни. Первый получил значение обряда на крестьянских свадьбах, где он носит название величального обряда и состоит в том, что подруги молодой хвалят песнями гостей, которые за то дают им соответственные подарки; если же кто из гостей ничего не дает, тогда срамят скупого крестьянина, перечисляя в шутливой сатирической песне все его недостатки и смешные привычки. Происхождение этого обычая темно. Совсем другое значение имеет второе явление. "По имени называют, по отчеству величают", говорит народ: и действительно, называя кого-нибудь "вичем" или "вной", мы оказываем ему известного рода почтение. Обращаться с такими словами к людям, ниже стоящим на общественной лестнице, вообще не принято: в неофициальных бумагах мы подписываем обыкновенно только свое имя и фамилию, считая неловким выставлять и отчество. По историческим документам видно, что право называться "вичем" или "вной" в древней России принадлежало далеко не всем; напр. крепостные люди никоим образом не могли называться по отчеству. В народных песнях эпитеты: "отецкий сын", "батькова дочь" служат синонимами всякого рода доблестей, между тем, как эпитет "неотецкий сын" значит то же самое, что невежа, человек без воспитания, дикарь. Надо заметить, что обычай называть людей по отчеству не существует вовсе на западе и совсем неизвестен у западных славян. Он является на славянском Востоке и Юге, т. е. там, где славяне имели дело с восточными, азиатскими народами: татарами и турками; и неудивительно, так как отечеством этого обычая служит Азия, и притом страны, заселенные не только тюркскими, но и семитическими народами. В древнейших памятниках этих народов мы уже встречаем обычай называть людей сыновьями своих отцов (ср. еврейское Бен и Вар).
И. Лось.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907