— церковная церемония совершения таинства брака, постепенно образовавшаяся в христианской церкви, о чем см. Брак. В России церковная форма брака принесена вместе с христианством, но "долго еще оставалась мертвою буквою для массы населения", продолжавшего заключать брак по старым, языческим обычаям. "Лишь мало-помалу, в течение веков, церковь привила народу религиозное сознание о браке и обряде церковном; однако же в малонаселенных местностях и в отдалении от приходов не только бывали в прежнее время, но и ныне еще, судя по достоверным свидетельствам, бывают случаи заключения браков безъявочным простым соглашением и сожительством, которое при удобном только случае скрепляется церковным обрядом или вовсе остается без венчания" (Победоносцев). По действующему русскому законодательству, церковная форма вступления в брак есть исключительный способ установления брачного союза для всех христианских исповеданий; только относительно раскольников, в силу особых условий их церковного положения, браки, в глазах закона, совершаются путем одной записи в метрические книги, ведение которых возложено на представителей светской власти (ср. Гражданский брак). Предположение религиозной формы бракосочетания закон проводит и по отношению к нехристианским исповеданиям, постановляя, что "брак во всех вероисповеданиях, терпимых в Российской империи, не исключая магометан, евреев и язычников, признается законным, когда оный совершен по правилам и обрядам их веры" (ст. 1113, Св. Зак., т. X, ч. I). Впрочем, рядом с этим имеется и более широкое определение, гласящее, что "каждому племени и народу, не выключая и язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их закона, или по принятым обычаям" (ст. 90 ibid.).Таким образом, по господствующему правилу, в каждом исповедании бракосочетание совершается духовными лицами этого исповедания — священниками, раввинами, имамами, ламами и т. п. Термин же венчания, без погрешности, может быть относим лишь к способам бракосочетания, установленным в христианских церквах. Относительно В. в православной церкви закон постановляет, что ему должны предшествовать обыск и оглашение (см. эти слова). В. совершается в церкви, непременно днем, в личном присутствии сочетающихся, при двух или трех свидетелях, совокупно с обручением (см. это слово). В. вне церкви допускается лишь в исключительных случаях и не иначе как с благословения епархиальных apxиeреев. Бракосочетание особ Императорского дома с особами, в другой религии состоящими, может быть совершено и через поверенных заочно (Св. Зак., т. I, зак. основ., ст. 145). В юридическом отношении важнейший момент представляется в том, что священник торжественно спрашивает у брачующихся о согласии их на вступление в брак. В этой необходимой формальности обнаруживается значение В. как гражданского договора. — как правового способа установления брачного союза. Относительно бракосочетания по лютеранскому обряду русский закон постановляет, что для действительности бракосочетания необходим "предлагаемый священником вопрос обоим бракосочетающимся: добровольно ли и действительно ли их согласие на вступление в брак"; по католическому же закону, раз согласие на вступление в брак дано перед священником и свидетелями, то последующее благословение или венчание может даже вовсе не иметь места: действительность брака через это не ослабляется. Ср. Брак.
С М.
Венчание (церк.) — Во время совершения таинства брака на жениха и невесту возлагаются брачные венцы, давшие и самому таинству название венчания. Знаменование венцов объясняет св. Иоанн Златоуст (9 беседа на I Тим.): "Венцы полагаются на брачующихся, в знамение победы, для того чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу". По мысли Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение, глаголя: "Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею" и проч. (Быт. и, 28). Священник трижды благословляет венчанных и трижды произносит молитву: "Господи Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)".
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907