Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - весна в славянской мифологии
Весна в славянской мифологии
Так как уже в декабре солнце поворачивает на летний путь и с тех пор начинают прибывать дни, то уже рождественские праздники, или коляду (см. это слово), надо считать праздником в честь весны. Народ образно представлял себе борьбу весеннего солнца с зимним змеем, Кощеем и другими чудовищами, и коляда — это торжество первой победы; несмотря на то, борьба еще продолжается; змей, оправившись от первой неудачи, собирается с силами и разит стужами несчастную землю; но наконец весна торжествует: на земле появляется первая зелень и новая жизнь. Тогда и люди решаются праздновать это счастливое происшествие; в марте месяце они из деревень изгоняют зиму морену и приветствуют "новый май", т. е. новую весну (см. Морена). В апреле, накануне Юрьева дня, в Белоруссии празднуется Лялино торжество, называемое ляльником; тогда девушка, изображающая собой лялю-весну, нарядившись как сказано выше, вместе со своими подругами отправляется в поле, садится на дерн; возле нее ставят различные припасы, напр. хлеб, молоко, масло, творог, сметану, яйца, и кладут зеленые венки; девушки, схватившись за руки, водят вокруг Ляли хоровод, поют обрядовые песни (веснянки) и обращаются к ней с просьбой об урожае. Ляля угощает их приготовленными яствами и раздает им венки, которые вместе с зеленым нарядом Ляли сберегаются до следующей весны. О Ляле существует поговорка: "пригожая як Ляля", что лучше всего свидетельствует о том впечатлении, которое производит на всех весна. Роль, которую играет в этом случае св. Юрий, можно объяснить теми же причинами, по которым древнего Волоса заменил св. Власий, некоторые языческие божества, имена которых кончались на -вит — св. Вит; св. Юрий, по всей вероятности, заменяет тут собой древнего Яра, Ярила, Яровита. Другим большим весенним праздником является Пасха, причем чувствуется еще в сильной степени древняя языческая подкладка (см. Велик день). По всей вероятности, первоначально был один только весенний главный праздник; но под влиянием христианства из праздников в день Светлого Воскресения мало-помалу выделялись те обычаи, которых нельзя было связать с христианской традицией; сохранившийся в памяти такой обряд Ляли в Белоруссии выделился в самостоятельный праздник, который притом празднуется теперь в день Ярилы. Велик день и ляльник — это праздники чисто весенние, посвященные молодому солнцу, в то время как Купала (см. это слово) принадлежит уже к летним праздникам. К весенним праздникам принадлежат еще русские праздники в честь Овсеня и литовский в честь Усеня (см. эти слова).
И. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907

Вопрос-ответ:






