Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - возлияние
Возлияние
как вид или принадлежность жертвоприношения было в обычае у евреев уже во времена Иакова (Быт. XXXV, 14). По смыслу Моисеева законодательства оно не имело значения самостоятельной жертвы, но им обыкновенно сопровождались другого рода жертвы, как, напр., жертва всесожжения, при которой на жертвенного ягненка для В. полагалась 1/4 гина вина (гин = около 31/2 литров). На тельца полагалось полгина вина, на овна или барана — 1/3 гина (Числ., XXVIII, 14 и сл.). Для возлияния следовало приносить чистое цельное вино и масло (елей), хотя, впрочем, иногда вино заменялось водою (1 Цар. VII, 6). Обычай совершать возлияния не ограничивался еврейским народом, а был всеобщим у древних народов. У греков В. назывались λοιβαί θли σπονδαί, ΰ у римлян — libationes, и состояли в том, что приносимое в жертву животное поливалось вином. Возлияниями, между прочим, сопровождались жертвоприношения, совершавшиеся при заключении договоров с иноземными народами, вследствие чего и самые договоры иногда назывались σπονδαί, "βозлияния". Иногда В. имели значение самостоятельного жертвоприношения, когда, напр., возлияние совершалось во время молитвы. Так, у Гомера, Пелид, "вином наполнивши кубок, стал посреди двора и молился, вино возливая" (Ил. XVI, 230-1). Возлияния совершались также и при многих других обстоятельствах общественной или частной жизни, напр., перед тем как пить вино за столом и т. п. Для этого обряда вино требовалось цельное — merum. Употреблялись иногда для В. и другие напитки, как, например, молоко и мед, разбавленные водою.
А. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907