Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - выход или вход (церк.)
Выход или вход (церк.)
вшествие священнослужителя в Царские врата. В. бывают с кадилом или Евангелием, или со св. Дарами. В первом случае В. совершается священником, в предшествии диакона с кадилом, из северной двери алтаря к Царским вратам. В. из алтаря должен напоминать христианам о Спасителе и Его Предтече. В. на вечерне с кадилом изображает вознесение наших молитв к Господу, подобно фимиаму.
Диакону предшествуют два светильника, означающие духовный свет, принесенный Господом на землю. Когда на вечерне (в день Пасхи, в великую пятницу и др. дни) или на литургии бывает чтение Евангелия, то на В. выносится Евангелие для более ясного представления шествия Спасителя на проповедь. Придя к царским вратам, священник тайно произносит молитву входа, затем благословляет самый В.
В великие праздники (Рождество Христово, Богоявление, Пасха, Сретение, неделя Ваий и др.) диакон перед В. произносит "входное" приветствие, которое церковь выражает Сыну Божию, изображаемому предносимым Евангелием. При В. на клиросе поют: "Приидите поклонимся и припадем ко Христу". Песнопения при В. с Евангелием имеют связь с чтением Апостола и Евангелия.
В. с кадилом и Евангелием называются малыми, в отличие от В. со св. Дарами, называемым великим. В. со св. Дарами — одно из священнодействий литургии верных. Великий В. изображает шествие Спасителя на страдание и смерть. Священник и диакон представляют собою Иосифа и Никодима, снявших со Креста тело Христа, а воздухи, которыми покрыты потир, дискос и плечо диакона — означают погребальные пелены.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.