Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - выжигание по дереву
Выжигание по дереву
Лет 10 — 15 тому назад появился особый способ украшать естественные разрезы дерева, преимущественно белого или слабо окрашенного, при помощи выжигания на нем различных изображений и узоров. Способ этот сразу завоевал себе всеобщее одобрение и почетное место среди многочисленных занятий прикладного искусства, имеющих весьма разнообразное применение. В. может служить для украшения мебели, для больших панно на стенах, для потолков, а также и для мелких вещиц: рамок, бюваров, блокнотов и пр. Выжигание по дереву не есть собственно новое изобретение; оно заимствовано с древнегерманских образцов; но в те времена, к которым относятся эти образцы, выжигание производилось весьма примитивным образом, при помощи накаленного железного гвоздя. Теперь же, при развитии техники, способы выжигания стали удобными и подверглись усовершенствованию. Кажется, в С.-Петербурге впервые применен был к этой цели хирургический аппарат Paquelin'a "Therniocautere"; теперь же он во всеобщем употреблении как в России, так и за границей, особенно в Германии. Г-жа Абель, графиня Левашова, Ее Императорское Высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская и г-жа Дурново первые с полным успехом стали в С.-Петербурге заниматься выжиганием. Аппарат Paquelin, как видно на прилагаемом рисунке, состоит из склянки, закрытой пробкой, имеющей два отверстия, к которым приделаны резиновые трубки, оканчивающиеся с одной стороны двойным резиновым шаром для вдувания воздуха (один шар, толстостенный, снабжен клапанами, а другой, тонкостенный, обтянут сеткою и служит резервуаром сжатого воздуха, нагоняемого в него при сжимании первого шара), с другой — платиновым наконечником, ввинченным в деревянную ручку.Прибор для выжигания по дереву.
Склянка наполняется наполовину бензином; в правой руке держат за деревянную ручку платиновый наконечник и нагревают его на спиртовой лампочке до красного каления, а левой рукой слегка и равномерно нажимают толстостенный резиновый шар. Воздух вдувается в склянку, пары бензина смешиваются с воздухом и, проходя через резиновую трубку, входят в платиновый наконечник через маленькое отверстие, находящееся внутри наконечника, и, сгорая, сохраняют в нем силу огня. Как только перестают нажимать резиновый шар, огонь гаснет и наконечник быстро охлаждается. Этим накаленным наконечником пользуются как карандашом или пером и при помощи него выжигают по дереву всевозможные рисунки. Сначала весьма трудно примениться к сильно накаленному наконечнику, но при известном навыке и искусстве можно регулировать силу огня, усиливая накаливание там, где требуются сильные эффекты, резкие контуры и где необходимо выжигать поглубже, и умеряя его для тонких линий и легких оттенков или полутеней. Для той же цели употребляются более или менее толстые наконечники. Удобнее и лучше выжигать по клену, так как это дерево совмещает белизну с равномерностью сложения и с достаточною твердостью, вследствие которой оно легко дает очень гладкие поверхности. Каштан также хорош для выжигания. В случае, если нет под рукой клена или каштана, можно выжигать по липе и березе; но они не так хорошо поддаются полировке, рисунок выходит на них более грубый, по краям линий образуется более сильный нагар и при этом запах такой неприятный при выжигании, особенно у липы, что многие не переносят его; то же неудобство встречается при выжигании по коже, хотя этот способ выжигания дает весьма изящные эффекты. Как сказано выше, по дереву можно выжигать самые разнообразные рисунки, но более применимы к этому жанру, прикладного искусства орнаменты, декоративные сюжеты и тому подобное.
Т. Б. Семечкина. Δ.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907