Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - яффа
Яффа
(Jaffa, древнеевр. Japho, греч. Ioppe, в церковно-слав. библии Иоппа и Иоппия) — приморский город в Палестине, на скалистом берегу Средиземного моря. Хотя суда, вследствие множества скал и сильного волнения, должны останавливаться в 1/2 версте от берега, Я. издавна служила главным портом Иерусалима, с которым связана шоссейной, а в последние 12 лет — и железной дорогой (86 км.). Население Я. сильно возросло с 1880 гг., когда в Я. направился значительный эмиграционный поток русских и румынских евреев; обстроились новые кварталы, очень оживилось торговое движение. В настоящее время в Я. считается около 40 тыс. жит. (23 тыс. мусульман, 10 тыс. евреев, 7 тыс. христиан). Монастыри греческий, францисканский и армянский. Школы французские, немецкие, английские и еврейские. Немецкий и французский госпитали. Через Я. направляются ежегодно ок. 20 тыс. паломников, приезжающих из всех стран света для посещения Иерусалима и других святых мест Палестины. Я. славится своими апельсинными садами. Главные предметы вывоза: мыло из выжимков оливкового масла, сезам, апельсины, лимоны, оливковое масло, вино, всего на 4,5 милл. руб. ежегодно. Ввозятся мануфактурные товары, галантерея, кофе, рис, сахар, керосин, табак и строительный лес. В 1900 г. прибыло и ушло 421 паровых судна, со вместимостью в 507,5 тыс. рег. тонн, и 434 парусных судна, со вместимостью в 159,5 тыс. рег. тонн. Я. — одно из древнейших поселений палестинского побережья. Оно под именем Ipu упоминается на египетских надписях, относимых к эпохе за 2000 лет до Р. Хр. На ассирийских надписях оно известно было под именем Japuu. Я. издавна была населена хананейским племенем (родственным финикийцам), занимавшимся рыбной ловлей и морской торговлей. Здесь находилось святилище богини-полуженщины, полурыбы Деркето (см.); сюда приурочивается происхождение мифа о Персее и Андромеде. Чрез Я. финикийцы доставляли лес для сооружения храма Соломона. По книге Ииуса Навина Я. служила пределом колена Данова. Население Я. в эпоху первого и второго храма было смешанное, при чем евреи составляли меньшинство. Лишь во времена Маккавеев Я. сделалась еврейским городом. По переходе под власть римлян Я. разделяла общую судьбу Палестины. При Константине Вел. Я. сделалась резиденцией епископа. В эпоху крестовых походов Я. служила обыкновенно первым пунктом высадки европейцев и много страдала от войн, переходя неоднократно из рук одних завоевателей в руки других. В 1268 г. арабы утвердились здесь окончательно. Во время похода Бонапарта в Сирию Я. была осаждена 2 марта 1799 г., бомбардирована и, после того как 5 марта в ее стенах пробита была брешь, подверглась штурму; турецкий гарнизон оказал отчаянное сопротивление, защищая каждую улицу, но скоро силы его были сломлены, он был перебит и город разграблен. 13 марта французы, оставив гарнизон в Я., двинулись против Сен-Жан д'Акра, где потерпели неудачу и отступили в Египет, очистив Я. В 1832 г. Я. была завоевана Мехмедом-Али, но в 1841 г., вследствие европейского вмешательства, возвращена туркам.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.