Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - забелин иван егорович

Забелин иван егорович

замечательный русский историк-археолог. Род. в 1820 г. в Твери, в бедной семье. Окончив курс в Преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в Оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда. Знакомство с Строевым и Снегиревым возбудило в З. интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напеч. в извлечении в "Моск. губ. ведом." в 1842 г., № 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в "Чтен. Моск. общ. ист. и древн.", и в то же время З. был избран в члены-соревнователи общества. Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор З. — В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в Дворцовой конторе, а с 1856 года занимал здесь место архивариуса. В 1859 г. по предложению гр. С. Г. Строганова З. перешел в Имп. археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губ. и на Таманском полуо-ве, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок. Результаты раскопок описаны З. в "Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и в отчетах Археологической комиссии. В 1876 г. З. оставил службу в комиссии. В 1871 г. унив. св. Владимира удостоил его степени доктора рус. ист. В 1879 г. он был избран председателем Общ. ист. и древн. и затем товарищем председателя Историч. музея. В 1884 г. Академия наук избрала З. в число членов-корреспондентов, а в 1892 г. — почетным членом. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея в 1892 г. З. был приветствован всем русским ученым миром. — Исследования З. касаются, гл. обр., древнейшей киевской эпохи и московского периода р. истории. В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают первое место. З. рассматривает также основные начала внутренней русской жизни. Характеристическая черта его — это вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, "крепкому и здоровому нравственно, народу-сироте, народу-кормильцу". Глубокое знакомство с стариной и любовь к ней отражаются в языке З., выразительном и оригинальном, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме З. не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории: принижение личности в роде и домостроевской семье и проч. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает также важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения З. — это "Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв." (1862) и "Домашний быт русских цариц в XVI-XVII вв." (1869, 2 изд. 1872); им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печат. в "Моск. вед." 1846 г. и в "Отеч. зап." 1851-1858 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в Древней России, о влиянии византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая З. теория вотчинного происхождения государства. Продолжением I главы "Дом. быта русских царей" является замечательная статья "Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве" ("Вестн. Евр.", 1871, №№ 1 и 2). — Изд. в 1876 и 1879 гг. два т. "Истории русск. жизни с древн. времен" представляют начало обширного труда по истории русской культуры. З. хотел выяснить все самобытные основы русской жизни и заимствования ее от финнов, норманнов, татар и немцев. Во имя самобытности славян он вооружается против норманнской теории. З. отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что "отец-домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом"; "братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство". Сочинение заканчивается "Водворением христианства". — В книге "Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время" (М., 1883), составившейся из полемических статей против Костомарова, З. разбирает причины смуты и отношения классов в древнерусском обществе. В лице Минина и Пожарского З. изображает национальных героев, "святые образы всенародного движения". — Из ряда статей 50-х и 60-х год., собранных во 2 т. "Опытов изуч. русск. древностей" (1872-1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне Петровской реформы", "О современных задачах русс. ист. и древностей". Интересны также позднейшие статьи: "Взгляд на развитие моск. единодержавия" ("Истор. В.", 1881 г. № 5) и "Черты самобытности в древн.-русск. зодчестве" ("Древн. и нов. Рос.", 1878, №№ 3 и 4). Кроме того, З. изданы: "Историч. описание моск. Донского монаст." (1865), "Кунцево и древний Сетунский стан" (М., 1873, с очерком истории чувства природы в др.-русс. общ.), "Преображенское или Преображенск" (М., 1883), "Материалы для истор., археологии и статистики города Москвы" (1884, ч. I. изд. М. городской думы). Список исследований, статей и заметок З. помещен в изд. "Общ. ист. и древностей" (М., 1886).

Из статей о сочинениях З. важнейшие: А. Н. Пыпина, в "Вестн. Евр." 1876, № 8; К. П. Бестужева-Рюмина в "Древн. и нов. Росс." № 8; Первольфа, в "Журн. Мин. нар. пр.", 1877, № 7; 13-е присуждение Уваровских наград. Обзор взглядов З. см. в "Истории русск. самосознания" Кояловича.

Н. Павлов-Сильванский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое забелин иван егорович
Значение слова забелин иван егорович
Что означает забелин иван егорович
Толкование слова забелин иван егорович
Определение термина забелин иван егорович
zabelin ivan egorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины