Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - заговор в бытовом и поэтическом отношениях
Заговор в бытовом и поэтическом отношениях
З. (или наговор, заклятие, примолвка) принадлежит к обл. народных верований, унаследованных от язычества. При помощи его человек или заговаривает, т. е. останавливает, действие благодетельных или вредных сил природы, или наговаривает на другого что-нибудь вредное или хорошее. Возникший из языческих молитв и заклинаний, З. основывался первоначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нем божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и убеждении современного простолюдина; вся сила З. в точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Первоначально язычник силою заповедного слова З. надеялся принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что ему угодно, и прибегал к З. весьма часто. С течением времени круг применения З. сокращался; наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем; выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы и т. д. В дохристианскую эпоху в З. обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. п. — наиболее часто встречаемые в З. С принятием христианства стали появляться и обращения к Спасителю, Богоматери, святым. Все З. делятся: 1) на З. с действиями и обрядами и 2) на З. без них. Действия и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус и т. д. Почти на все случаи были особые З. и особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные З., имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках. Несмотря на свое разнообразие, З. имеют некоторые общие формулы; так, громадное большинство их начинается словами: "встану я раб Божий, благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток"... и оканчивается закреплением: "будьте слова моя крепки и лепка до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа"... или "замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки"... Произносились З. вначале "зычным голосом", а потом, особенно лечебные З. — "шепотом" (шептания).
Заговоры напечатаны у Сахарова в "Сказаниях русск. народа", т. I; в "Архиве" Калачева, кн. 2; у Тихонравова, "Летопис. рус. литер.", т. IV и V; в сборнике Л. Майкова "Великорусские заклинания"; у Ефименко в "Сборнике малор. заклинаний"; в ст. Щурова "Знахарство на Руси" ("Чтения Московского общества истории и древностей", 1867 г. № 4); в "Киевской старине" за 1883-1887 г.; в "Известиях Импер. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии" (т. XXX, в. 2, и др.).
В. Рудаков.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907