Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - жертвенник место для принесения жертвы
Жертвенник место для принесения жертвы
-возвышение, на котором приносились жертвы. Основной тип его — это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самые жертвенники созидались обыкновенно на "высотах", о которых так часто говорится в Библии. В Ветхом Завете Ж. встречаются уже рано (при Ное), хотя и в первобытной форме. Иаков, например, сделал Ж. из простого камня, который служил для него изголовьем в предшествующую ночь. С развитием культа Ж. начал все более принимать искусственные формы. Уже сам Иаков несколько позже строил Ж. — по всей вероятности, из простых неотесанных камней, сложенных в виде плоской кучи, на которой можно было развести огонь и положить жертву. И. Навин построил Ж. из камней, взятых со дна Иордана, после чудесного перехода через него израильтян. Ему же повелено было построить жертвенника из неотесанных камней на горе Гевал (Второзак., XXVII, 5). С построением скинии жертвенник сделался существенной принадлежностью этого святилища, но так как самая скиния была подвижным храмом, то и Ж. сделан был из дерева, как более пригодного к переноске вещества. При скинии было два жертвенника — один для жертв всесожжения, а другой для жертв курения; первый был покрыт медью, второй — золотыми плитами. Ж. всесожжения представлял собой нечто вроде ящика и имел внутри медную решетку для дров, а по бокам — кольца для несения его на шестах. Выдававшиеся по углам возвышения, так называемые "роги", были особенно важными местами; прикосновение к ним служило знаком желания всецело предаться на милосердие Божие, равно как обеспечением неприкосновенности и безопасности от мщения. Ж. кадильный имел вид стола; на нем утром и вечером совершалось первосвященником, а затем и священниками, курение благовонных трав. От ветхозаветной церкви Ж. перешли и к новозаветной и доныне составляют принадлежность храмов, как православных, так и римско-католических (у протестантов удержалась только идея Ж., вследствие чего у них Ж. называется стол, к которому подходят верующие для причащения). Ж. в христианских церквах делались сначала из дерева, а со времени Константина Великого — и из камня. С VI века Западная церковь стала исключительно допускать только каменный Ж.; а на Востоке и доныне употребляется деревянный. Ж. не составляет исключительной принадлежности еврейской и христианской религии; он встречается в различных формах во всех языческих религиях. От древних языческих народов — египтян, ассиро-вавилонян, персов, греков, римлян — сохранились прекрасные образцы Ж. (в виде каменных столов, столбов или ящиков), которые можно видеть в лучших музеях, особенно Британском.
См. Kitto, "The Tabernacle and its furniture" (1849); Ugolini, "Thesaurus antiquitatum sacrarum", t. VIII; Bähr, "Symbolik d. Mos. Cultus" (т. I).
А. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое жертвенник место для принесения жертвы
Значение слова жертвенник место для принесения жертвы
Что означает жертвенник место для принесения жертвы
Толкование слова жертвенник место для принесения жертвы
Определение термина жертвенник место для принесения жертвы
zhertvennik mesto dlya prineseniya zhertvy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):