Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - знаки музыкальные
Знаки музыкальные
(диез) обозначает повышение звука на 1/2 тона,
(бемоль) — понижение на 1/2 тона,
(бекар) — уничтожение предыдущего хроматического знака,
(двойной диез) — З. двойного повышения,
(двойной бемоль) — З. двойного понижения,
(двойной бекар) — З. двойного отказа. Паузы (фиг. 1) — З. прекращения звука на известный промежуток; фермата (фиг. 2) — З. удлинения legato
— З. связного исполнения, стаккато
— З. отрывистого исполнения. Ключевые З. (фиг. 3) ставятся на нотной системе и дают название ноте, поставленной на линейке, которую они охватывают. Предстоящие З. (фиг. 4), поставленные около ключа, обозначают размер или такт пьесы. Для оттенков существуют З. р. (piano), f (forte), mf (mezzo-forte), pp. (pianissimo), ff. (fortissimo), фиг. 5 — crescendo, фиг. 6 — decrescendo. З. сокращения письма нот (фиг. 7) — например в тремоло, причем повторяющиеся ноты мелкого деления не выписываются, а заменяются одной нотой, составляющей их сумму, с ребром длительности, соответствующим длительности каждой из нот мелкого деления. З. арпеджио
требует не одновременного, а поочередного исполнения нот аккорда. З.
требует исполнения группето (см.) на данной ноте. З.
требует исполнения трели (см.). З. фиг. 8 требует исполнения mordent (полутрель). З. фиг. 9, поставленный в конце музыкальной фразы, требует ее повторения. З. 8 — а, поставленный над нотой, требует ее исполнения октавой выше, под нотой — октавой ниже.
Н С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907