Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - звон колокольный церковный
Звон колокольный церковный
— одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется: 1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения времени его начала; 2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения более важных молитвословий и священнодействий во время литургии и др. богослужений; 3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан в наиболее великие праздники — помимо богослужения. Колокола введены в употребление при церквах на Западе с VIII в. (по другим известиям — еще в IV в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению служили деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные ударения молотом или палкою, отчего эти доски и носили название "била" или "клепала". И в более поздние времена, а иногда и в настоящее время в монастырях для призыва к богослужению употребляются "била" и "клепала". Колокола в церковном уставе назыв. кампаны (от римской провинции Кампании, где они в первый раз были отлиты из меди) и тяжкая (βαραία) — от "тяжких", т. е. сильных, звуков больших колоколов. Обыкновенно при православных церквах бывает несколько колоколов разной величины, с разными названиями, соответствующими их употреблению или происхождению. В первом отношении различаются колокола: праздничный, воскресный, полиелейный (в те дни, когда на всенощной бывает "полиелей"), будничный, зазвонный, малые колокола. Во втором отношении на Руси в старину различались колокола: царский (т. е. устроенный на средства, данные царем), боярский, слободской, чудотворцев (т. е. устроенный кем-либо в честь чудотворца, имени которого посвящен монастырь). Все колокола помещаются большею частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленное пространство. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях — звонницах, а иногда и в самом храме, с зап. стороны. З. в колокола при богослужениях бывает четырех родов: 1) благовест — мерные ударения в который-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям; 2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди, он бывает перед водосвятными молебствиями, перед литургиею в храмовые праздники и др.; 3) собственно З., когда одновременно ударяют в два или более колокола; 4) трезвон, когда З. производится в несколько колоколов или во все колокола ("во вся тяжкая"), в три приема (три звона) — при начале богослужения, после благовеста и т. п. Когда в какой колокол производить благовест — это подробно определяется церковным уставом, равно как и продолжительность З. В Великом посту З. сокращается до минимума. Установлено производить двенадцать ударений в самый большой колокол кафедрального собора города по кончине епископа, и в таковой же колокол приходской церкви — по кончине ее священника. В церквах католических и протестантских З. производится через раскачивание колокола, а в православных — мерными ударами языков. Правильная последовательность колокольных звуков доводится звонарями-виртуозами до степени музыкальной мелодии, исполняемой иногда по нотам. В 70-х гг. нынешнего стол. ростовский протоиерей Израилев устроил схему колокольного З. по правилам музыкальной гаммы, применительно к которым им производится подбор колоколов и самое их изготовление на заводах. Изобретение его, одобренное Св. Синодом, ныне входит в повсеместное употребление по мере устроения новых церквей и при них набора колоколов. Кроме употребления богослужебного, церковный З. служит еще для набата в случае пожара и для указания пути заблудившимся во время вьюг и буранов. Указом Синода 1771 г. предписано отнюдь не допускать до колокольного З. или набата в случаях смут и беспорядков в селах, для чего при входах на колокольни велено устроить крепкие затворы. Иногда (напр. в 1750 г. в Москве) колокольный церковный З. употреблялся для созыва народа к слушанию в церквах катехизического учения. См. "О призыве к богослужению в правосл. церкви" (ст. С. П. Казанского, в "Трудах 1 археологич. съезда", М., 1871).
Н. Б.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое звон колокольный церковный
Значение слова звон колокольный церковный
Что означает звон колокольный церковный
Толкование слова звон колокольный церковный
Определение термина звон колокольный церковный
zvon kolokolnyy cerkovnyy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):