Лингвострановедческий словарь - достоевский ф.м.
Связанные словари
Достоевский ф.м.
Русский писатель, журналист, публицист.
Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. в Москве в семье дворянина, врача больницы для бедных. Получил образование в частном пансионе, затем окончил Главное военно-инженерное училище в Петербурге, но служба не привлекала его, и в 1844 г. он вышел в отставку. Отказавшись от прав на имения, купленные отцом, решил посвятить себя литературе и жить на литературные заработки.
В 1846 г. вышел из печати и был горячо одобрен читателями, в том числе Н.А. Некрасовым и В.Г. Белинским, первый роман Достоевского — «Бедные люди», построенный в виде писем, которыми обмениваются герои. Образ героя произведения — Макара Девушкина, мелкого канцелярского чиновника и «маленького человека», открывает галерею бедных людей Достоевского, которые пройдут через все его творчество. И хотя тема «маленького человека» не была новой в русской литературе (А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь с глубоким сочувствием изобразили жизнь таких людей), здесь впервые прозвучал скорбящий голос писателя-гуманиста, чье сердце навеки поражено непомерной тяжестью человеческих страданий. Его цель — проникнуть в тайну внутренней жизни подобных «забитых существований», понять, что таится за их привычной покорностью и смирением. Пристальное изучение психологии бедных людей продолжается в произведениях 1840-х гг. (повести «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова», рассказ «Господин Прохарчин»), посвященных жизни «маленьких людей», бедных петербургских чиновников. Здесь же у Достоевского появляется и еще один главный герой — Петербург, таинственно меняющийся и обманывающий живущих в нем, который позже назвали Петербургом Достоевского.
В конце 1840-х гг. писатель сблизился с кружком М.В. Петрашевского, в котором обсуждались политические, экономические и философские проблемы утопического социализма. На одном из заседаний кружка читали запрещенное в России письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. Вскоре все члены кружка — петрашевцы — были арестованы. Основанием для ареста стало распространение идей социализма в России и чтение письма Белинского. Петрашевцы были приговорены к смертной казни. Когда они стояли на эшафоте, был прочитан указ о помиловании и замене смертной казни ссылкой в Сибирь на 4 года. Достоевский был приговорен к каторге, а потом к службе рядовым.
В январе 1850 г. Достоевский был доставлен в Омскую тюрьму, которую он позже назовет «Мертвым домом». Там писатель провел четыре года, затем был отправлен солдатом в Семипалатинск. В тюрьме и на каторге Достоевский написал повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».
Только после смерти Николая I в 1855 г. наказание писателю было смягчено, его произвели в офицеры. В 1859 г. он вышел в отставку и переехал в Тверь, а позже — в Петербург. После каторги обострилась болезнь Достоевского: до конца своих дней он страдал от приступов эпилепсии.
В 1861–1862 гг. публикуется документальное сочинение «Записки из Мертвого дома», в котором описаны годы, проведенные на каторге; в 1861 г. — роман «Униженные и оскорбленные», продолживший исследование судьбы и психологии «маленького человека».
Достоевский считал необходимым обосновать свои взгляды на современную мораль, литературу и политику, поэтому в 1861–1863 гг. вместе с братом он издает журнал «Время», где публиковались художественные произведения и статьи писателя, в которых сочувствие народным страданиям, преломленное сквозь призму каторжных переживаний, приняло новую, религиозно-нравственную окраску. Достоевский полагал, что только русский народ сохранил в душе истинного Христа, и поэтому перед русским обществом стоит важнейшая задача — объединить и примирить все народы Земли и достичь земного рая. Направление, развиваемое писателем, взгляды Достоевского получили название почвенничества — уникальной мировоззренческой доктрины, противоречившей идеям демократического крыла русской интеллигенции и не совпадавшей с доктриной славянофилов (см. славянофилы). Идейное направление журнала «Время» было продолжено в другом издававшемся Достоевским журнале — «Эпоха» (1864–1865 гг.) и в произведениях 60-х гг.: в 1864 г. вышла повесть «Записки из подполья», героем которой стал бедный чиновник, страдающий раздвоением личности, поставленный перед необходимостью сделать выбор между добром и злом; в 1866 г. — роман «Преступление и наказание», в котором писатель рассматривал вопрос о праве человека на убийство.
В 1867 г. Достоевский женился на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала ему близким другом и помощником.
В последние годы жизни писатель создал свои самые знаменитые произведения: романы «Идиот» (1868 г.), «Бесы» (1871–1872 гг.), «Братья Карамазовы» (1879–1880 гг.) — книги великой боли за человечество, раскрывающие гибельность «просвещенного эгоизма», который неизбежно приводит общество в страшные социальные и душевные тупики. В каждом из этих романов человек, которому все позволено, оказывается, так или иначе, перед вопросом о преступлении — «переступании», по словам писателя, через мораль, законы, Бога, людей — а значит, и перед моральным преступлением над самим собою.
Эти же проблемы Достоевский решает и в публицистических статьях, объединенных в единую книгу «Дневник писателя» (1873–1881 гг.), над которой он работал до конца своих дней.
Достоевский умер в 1881 г., похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Достоевский — классик русской литературы и один из самых популярных русских писателей на Западе и в Японии. Однако в годы советской власти его философские взгляды противоречили официальной идеологии, поэтому первое десятитомное собрание сочинений Достоевского вышло в СССР только в 1960-е гг., а полное 30-томное академическое собрание сочинений — в 1970-х и 1980-х гг. В конце XX — начале XXI в. интерес к творчеству писателя резко возрос, так как в обществе вновь обострилось внимание к религиозно-философским вопросам.
В советском (см. Советский Союз) литературоведении существовало выражение достоевщина. Так пренебрежительно называли религиозно-нравственные поиски литературных героев, любое обращение к вечным вопросам бытия.
В школьную (см. школа) программу включен роман Достоевского «Преступление и наказание». Многие произведения писателя экранизированы в СССР, в России и за рубежом. Среди наиболее известных отечественных киноверсий — фильм «Идиот» (1958 г.) и телесериал 2005 г. по этому же роману; «Братья Карамазовы» (1969 г.), «Преступление и наказание» (1970 г.).
В Москве установлены два памятника Достоевскому — один перед больницей, где он родился (работы скульптора С.Д. Меркурова), второй, созданный скульптором А.И. Рукавишниковым, — перед зданием Российской государственной библиотеки (см. Библиотека Ленина). В Москве, Петербурге и Старой Руссе открыты музеи-квартиры писателя.
Крылатыми словами стали названия романов Достоевского: преступление и наказание, униженные и оскорбленные; самое знаменитое изречение писателя — Красота спасет мир. Достоевским введено ироническое выражение, характеризующее наслаждающегося властью чиновника, — административный восторг (роман «Бесы»). Писатель ввел в речевой оборот слово стушеваться в значении ‘смолкнуть, сникнуть, украдкой скрыться ’ (повесть «Двойник»).
Портрет Ф.М. Достоевского. Художник В.Г. Перов. 1872 г.:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс.
Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов.
2007.