Лингвострановедческий словарь - горе от ума
Связанные словари
Горе от ума
Комедия в стихах А.С. Грибоедова.
Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., напечатана в 1862 г., уже после смерти автора.
Действие комедии происходит в Москве в 20-е гг. ХIХ в. в доме Фамусова — богатого дворянина, находящегося на государственной службе. Фамусов — вдовец, у него взрослая дочь Софья. В их доме живет и секретарь Фамусова — Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена в Молчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе (см. чин*). Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они — родственники или знакомые Фамусова, представители московского высшего общества, позднее в литературоведении получившего название фамусовская Москва.
В этот же день в Москву из Европы после трехлетнего отсутствия возвращается главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий.
На протяжении четырех действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты — столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о необходимости самостоятельности мнений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным «сметь свое суждение иметь»; он возмущен тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси «французского с нижегородским» (от названия русского города Нижний Новгород). Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения дворянства, считая, что от этой опасности нужно оградить семью и государство и лучший для этого способ — «собрать все книги бы да сжечь». Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его сочли сумасшедшим. Герой вновь уезжает из Москвы «искать по белу свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
Комедия «Горе от ума» — классическое произведение русской литературы. Самую высокую оценку пьесе дал А.С. Пушкин: «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу».
Комедия «Горе от ума» входит в школьные (см. школа) программы по русской литературе.
Пьеса не сходит с театральной сцены со времени ее написания. Несмотря на то, что публикация пьесы была запрещена цензурой, она уже в 1831 г. была поставлена на сцене Александринского театра. Особое место «Горе от ума» занимает в репертуаре Малого театра, являясь школой для молодых актеров.
Комедия «Горе от ума» написана в стихах, в ней звучит живая и очень колоритная разговорная речь, у каждого персонажа особенная. Как предсказывал Пушкин, многие реплики персонажей пьесы стали крылатыми словами: Что нового покажет нам Москва?; Счастливые часов не наблюдают; Герой не моего романа; Свежо предание, а верится с трудом; А судьи кто?; Служить бы рад — прислуживаться тошно; И дым отечества нам сладок и приятен; С чувством, с толком, с расстановкой. Само название «Горе от ума» стало употребляться как пословица.
А.С. Грибоедов. Художник И.Н. Крамской. 1873 г.:
Иллюстрация к комедии. «Фамусов, Скалозуб и Чацкий». Художник Д.Н. Кардовский. 1913 г.:
Иллюстрация к комедии. «Чацкий на балу». Художник Д.Н. Кардовский. 1907–1912 гг.:
Спектакль Малого театра. Чацкий — И.В. Самарин, Фамусов — М.С. Щепкин, Скалозуб — Г.С. Ольгин. Середина XIX в.:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс.
Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов.
2007.