Лингвострановедческий словарь - икона
Связанные словари
Икона
В христианской религии живописное изображение Бога, святого или святых (от греческого eicon — ‘изображение, образ’); предмет поклонения.
Почитание икон распространено в православных и католических странах. Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона — а это была икона Божией Матери — была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самые древние иконы относятся к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему.
Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение иконоборчество, представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Церковные соборы (см. собор) 754 и 842 гг. провозгласили почитание икон и поклонение им не как Богу, а также не как главному символу христианства — кресту, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются ипостаси изображенного на ней, и осудили иконоборцев.
На иконах изображают Иисуса Христа, Богородицу, апостолов, святых, важнейшие события священной истории, Отцов Церкви. Сюжеты и образы икон иконописцы (см. иконопись) берут из Библии и из апокрифов (от греческого — ‘тайный’) — книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя канону — специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. Древней иконе X– XVII вв. (и современной православной) свойственна условность изображения и обратная перспектива — особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на изображениях с прямой перспективой; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает цвет вечности, темно-красный и синий — человеческое и небесное начала.
В России икону часто закрывали окладом — металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в иконостасе и на стенах в определенном порядке.
Икона — «священная книга» для верующего человека, святые на ней узнаваемы для него. На Руси были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», клеймах, — эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ликами.
Традиции поклонения иконам сохранились в России со времени принятия христианства в 988 г. В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. К древности восходит и обычай креститься на икону и молиться перед ней. В комнате иконы ставят на специальную полку, которая называется божницей и находится в красном углу — правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают лампаду (светильник). Иконы, написанные для дома, называются домовыми.
Долгое время в России, особенно в деревне, каждый входящий в дом человек должен был перекреститься на икону. Мужчина при этом должен был снять головной убор. У верующих принято благословлять иконой — держа ее в руках, крестить человека православным крестом. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. свадьба), солдата, которому предстоит идти в армию, или человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие. Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех.
До начала XX в. в России воспринимали икону как предмет религиозного поклонения, а не как произведение искусства. В конце XIX — начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После Октябрьской революции 1917 г., когда церковь была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные (Богоматерь Владимирская и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего — в Третьяковскую галерею и Русский музей. В 1960-е гг. старинные иконы становятся средством наживы и предметом контрабанды.
После перестройки в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия о возвращении церковных ценностей, и прежде всего икон. В 80–90-е гг. по всей стране была открыта сеть церковных лавок, где стало возможно купить Библию, Евангелие, книги Отцов Церкви и иконы.
Икону называют образом (множественное число — образа´). Иконы, которые, по мнению верующих, «способны активно помогать» человеку, называются чудотворными. В месяцеслове упоминается более двухсот чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Такой считается, например, Богоматерь Владимирская. Древнюю икону, которой молились несколько поколений, называют намоленной и приписывают ей сакральную силу.
В современной речи русские употребляют выражения делать из кого-л. икону, молиться на кого-либо, как на икону, что означает: относиться к человеку, как к святому, или некритично, не замечая недостатков.
Икона в окладе:
Красный угол с иконами в крестьянском доме:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс.
Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов.
2007.