Лингвострановедческий словарь - печь
Связанные словари
Печь
Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи.
Быт русского народа складывался в суровых климатических условиях северо-востока Европы. В холодное время года обязательно нужен был дополнительный обогрев жилья — печь оказывалась необходимой в каждом доме.
Конструкция печи много раз менялась на протяжении столетий. Самые древние и простые печи — глинобитные и печи-каменки. Они представляли собой купол из глины или камня, внутри которого разжигался огонь над местом горения топлива. В верхней части купола обычно оставалось отверстие для выхода дыма, который поднимался вверх, собирался под крышей избы и выходил наружу через отверстие в крыше. Сначала делались печи без специального отверстия для дыма: он выходил через топку прямо в помещение. Такие печи назывались черными и были опасны для жизни, так как люди, находящиеся рядом с ними, могли легко угореть, то есть отравиться продуктами горения — угарным газом. Угар мог привести если не к смерти, то к временному помутнению рассудка. О человеке, который суетливо бегает, пытаясь сделать сразу несколько дел, и при этом совершает много необдуманных, ненужных действий, и сегодня говорят, что он носится как угорелый.
Постепенно печи усовершенствовались: увеличился их размер, они стали лучше хранить тепло, на печи появился деревянный настил (лежанка), а затем сам верх печи стали делать плоским и удобным для того, чтобы в холода можно было на ней спать. Широкую большую печь с плоским верхом стали называть русской печью. Когда у русских печей стали делать дымовые трубы, печи из черных превращались в белые, позволяющие избавить жилище от дыма, копоти и угара. Но белые печи были менее экономичными, поэтому в крестьянских избах черные печи можно было встретить вплоть до середины ХIХ в.
Начиная с ХVI в. в богатых домах печи стали украшать глиняными плитками — изразцами, покрытыми глазурью зеленого, синего, желтого или белого цвета. Отделанная такими изразцами печь называлась муравленой (от персидского mur — глазурь, эмаль). При Петре I в Россию из Голландии проник новый вид печей — печи-голландки. Они устанавливались только в богатых домах, были предназначены исключительно для обогрева помещения; обычно украшались изразцами или лепниной.
К концу ХIХ в. появились металлические печи бочковидной формы с автономным дымоходом, выведенным в окно дома или квартиры в многоквартирном доме. Массовое использование металлических печей началось в годы разрухи и голода после Октябрьской революции 1917 г. во время Гражданской войны. Такие печи стали называть буржуйками то ли из-за их формы, напоминающей толстую буржуйку, «разжиревшую на эксплуатации рабочего класса», то ли из-за того, что именно буржуи, то есть богачи, жившие в больших и дорогих домах, стали первыми жертвами отключения центрального отопления. Печками-буржуйками пользовались и в годы Великой Отечественной войны. В отсутствие других возможностей на них можно было приготовить еду. В условиях стихийных бедствий или техногенных катастроф печками-буржуйками в холода пользуются и в настоящее время.
Традиционная русская печь служила не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи, и для лечения. После того, как в печи прогорали дрова, на оставшихся раскаленных углях готовили еду — варили щи и кашу, пекли пироги (см. пирог) и т.п. Готовые блюда хозяйка чаще всего оставляла в печи, чтобы сохранить горячими. Если человек заболевал, он мог попариться (погреться, прогреться) в печи. Для этого на достаточно остывший (чтобы не обжигал кожу), свободный от приготовленных блюд под (плоское основание топочной камеры печи) можно было ложиться париться. Это было и лечением от простуды, и эффективной гигиенической процедурой.
Печь часто упоминается в русском фольклоре. Герой широко известной сказки «По щучьему веленью» Емеля добивается исполнения своего желания делать разные дела, не слезая с теплой печи. Ивана-царевича или маленьких детей сажает в горячую печь сказочная Баба-Яга. Убежищем служит печь для героев сказки «Гуси-лебеди» и для маленького козленка из сказки «Волк и семеро козлят».
В русском языке сохранились и закрепились фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с печью и ее ролью в жизни русских. Черной избой и сегодня назовут бедное, несовременное жилище. Лежать на печи — означает ‘ничего не делать, лентяйничать’. Танцевать от печки — ‘делать что-либо, начиная с привычного места, с начала’. О растраченных без пользы деньгах скажут, что они вылетели в трубу. О близком, тесном знакомстве между кем-либо скажут, что у него (у нее) с ним (с ней) печки-лавочки. Хотя русская печь теперь есть даже не в каждом крестьянском доме, хлебосольный хозяин при виде гостей шутливо скажет жене: Все, что есть в печи, все на стол мечи.
Русская печь:
Печь-голландка. Усадебный ансамбль Кусково:
Изразцовая печь. Музей-заповедник «Коломенское»:
Иллюстрация к сказке «По щучьему веленью». «Емеля на печи». Художник Н. Кочергин. 1984 г.:
Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди». Художник А. Савченко. 1965 г.:
Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят». Художник Ю.А. Васнецов. 1961 г.:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс.
Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов.
2007.