Лингвострановедческий словарь - таганка
Связанные словари
Таганка
Разговорное название Московского театра драмы и комедии на Таганке.
Создан в 1964 г. Основу труппы составили выпускники Театрального училища им. Б.В. Щукина со своим педагогом Ю.П. Любимовым, который стал главным режиссером театра (1964– 1984 гг. и с 1989 г.). В труппу театра вошли актеры Алла Демидова, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов и др. Одним из самых известных актеров этого театра был В.С. Высоцкий.
Первой постановкой нового театра стал спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Эстетическая программа театра заключалась в развитии и обновлении идей психологического, а также авангардного театра: не случайно театральное фойе украшают портреты К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, Б. Брехта, В.Э. Мейерхольда. Театр разрабатывал новый сценический язык, соединяя элементы драматического действия, пантомимы и вокала. В репертуар включались спектакли, в основу которых были положены драматургические, прозаические, публицистические и поэтические произведения. Среди них «Послушайте!» (по произведениям В.В. Маяковского), «Антимиры» А.А. Вознесенского, «Товарищ, верь!» (по произведениям А.С. Пушкина). Любимов также поставил поэтическую драму С.А. Есенина «Пугачёв» и спектакль по книге Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Среди спектаклей, поставленных по произведениям русской и зарубежной классики, — «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Борис Годунов» Пушкина, «Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову. Одним из самых ярких классических спектаклей театра стал «Гамлет» У. Шекспира, в котором главную роль играл Владимир Высоцкий.
Большое место в репертуаре занимали спектакли, созданные по произведениям современной русской литературы. Любимов создал инсценировки повестей Ю.В. Трифонова «Дом на набережной» и «Обмен», поставил спектакли по прозаическим произведениям Ф.А. Абрамова («Деревянные кони») и Б.А. Можаева («Живой»).
В театре работали и другие режиссеры-новаторы. Среди них: А.В. Эфрос, поставивший «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1975 г.) и А.А. Васильев, создавший спектакль «Серсо» (1985 г.). Многие постановки театра оформлял художник Д.Л. Боровский.
Театральные постановки 1970–1980-х гг. были сделаны в парадоксальной сценической форме, что вызывало конфликты с Министерством культуры и запрещение ряда спектаклей. Так, постановки «Живой», «Борис Годунов», а также спектакль «Владимир Высоцкий», посвященный актеру и созданный после его смерти, были запрещены и сняты с репертуара.
В эти годы «Таганка» оставалась одним из самых популярных театров страны. Спектакли театра были известны не только своей выразительностью, но и оппозиционностью, внутренней свободой. Театр имел своего — критически настроенного, прогрессивного, интеллектуального зрителя. Для многих зрителей символом театра стал актер, поэт и певец Владимир Высоцкий.
В 1984 г. Любимов из-за конфликтов с Министерством культуры и партийным руководством страны уехал работать за границу и был лишен советского гражданства. В 1989 г., во время перестройки, коллектив театра обратился с просьбой к Любимову вернуться в Советский Союз и вновь возглавить театр. Режиссеру было возвращено советское гражданство, и его в прошлом запрещенные спектакли были восстановлены.
В 1990-х гг. в театре возникли творческие и этические разногласия. В результате в 1993 г. театр разделился на две труппы: «Театр на Таганке» под руководством Любимова и «Содружество актеров Таганки», которую возглавил Н.Н. Губенко. Труппа Губенко стала работать в новом здании театра, пристроенном к старому.
В наши дни Театр на Таганке, которым продолжает руководить Любимов, по-прежнему пользуется большой популярностью и остается верным своим творческим традициям. Пойти на Таганку — значит пойти в театр Любимова.
Д. Боровский (художник), В. Высоцкий и Ю. Любимов. Фотография 1970-х гг.:
Сцена из спектакля «Тартюф» по Ж.Б. Мольеру. Фотография 1968 г.:
После окончания спектакля «Гамлет» по У. Шекспиру. Ю. Любимов и актеры театра. Фотография 1970-х гг.:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс.
Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов.
2007.