Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - аксенов митрофан семенович

Аксенов митрофан семенович

— математик и философ конца XIX — начала XX вв. Филос. концепция А. основана на представлении о глубоком взаимовлиянии физ.-матем. и филос. идей. Свою концепцию он называет "трансцендентально-кинетической философией" или "метагеометрической философией" в силу того, что в ней принцип времени, геометрия и физика пространства соотносятся с познавательными способностями субъекта. В 90-е гг. XIX в. А. писал об относительности времени и обосновывал положение о том, что в объективном мире есть только четырехмерное пространственное бытие. На основе идеи четырехмерности бытия А. в 1912 оспаривал у Эйнштейна приоритет создания теории относительности. С его т. зр., бытие представляется движением воспринимающего начала по "четвертому" измерению; особенности человеч, восприятия соответствуют "временному сечению бытия". Вместе с тем, восприятие трехмерности мира порождает филос. движения и эмпиризм, а введение временного вектора реализует более глубокое основание психики — "трансцендентальное" (трансцендентное). Матем. обоснование времени сочетается у А. с признанием дуальности всего бытия, что, собственно, и делает возможным формирование трансцендентного органа восприятия. Изменение кинетического состояния эмпирич. бытия актуализирует человеч. "орган" трансцендентного восприятия, благодаря чему человек способен "парить в поднебесье подобно птице", а не оставаться всю жизнь в "подземном туннеле". Понимание относительности времени, связи его физ. характеристик с субъектом восприятия позволяет А. сделать предположение о реальности одновременного существования прошлого и будущего в трансцендентной сфере планеты. "Прошедшее только прошло, но не исчезло", т. к. оно прошло для нас, но не объективно. Между прошлым и будущим движется только субъект восприятия, события же центрированы около своего вечного трансцендентного стержня и имеют характер потока. Представления о мире у человека зависят от скорости восприятия, как на киноленте. Особое место занимают в филос. А. проблемы психики, сновидения, смерти и загробной жизни, воли, причинности и действия (для А., напр., рождение загадочнее смерти). Филос. времени служит для А. док-вом двойственности природы человека (физ. и трансфиз.), "палингенезиса" (учения о перевоплощении) и в целом бессмертия человеч. индивидуальности. А. подвергает критике школы материалистов, пантеистов, разделяет нек-рые идеи Шопенгауэра (о целесообразном строительстве судьбы, воле). Категории феноменологии А. истолковывает с т. зр. "метафизического" начала человека ("астрального человека"): воля — "мост" к собственному астральному субъекту, любовь — выражение трансцендентной страсти воплощения. Позиция человека в земном и "потустороннем" мире м.б. изменена посредством воли и свидетельствует о врожденной способности человека к "сдвигу" собственного восприятия.

Соч.: Трансцендентально-кинетическая теория времени. Харьков, 1896; Философия мистики или двойственность человеческого существа. СПб., 1896; Жизнь и смерть по Дюпрелю. М., 1909; Опыт мета-геометрической философии. М., 1912; Нет времени. Популярное изложение основных начал метагеометрической философии. М.,

1913.

Е.В.Зорина

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое аксенов митрофан семенович
Значение слова аксенов митрофан семенович
Что означает аксенов митрофан семенович
Толкование слова аксенов митрофан семенович
Определение термина аксенов митрофан семенович
aksenov mitrofan semenovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):