Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - бенуа александр николаевич

Бенуа александр николаевич

— сын проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. университета посвятил себя всецело искусству. Долго жил в Париже, откуда делал поездки с художественною целью в Бретань, Нормандию, Англию, Бельгию и Голландию. С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". С самого основания журнала "Мир искусства" принимает в нем ближайшее участие и выставляет свои рисунки и акварели на его выставках. В настоящее время редактирует роскошное издание Р. Голике и А. Вильборга: "Русская школа живописи". Главные литературные труды Б. — глава, посвященная русскому искусству в сочинении Р. Мутера "Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert" и прибавление к русскому переводу этого сочинения, изданное в 1902 г. под заглавием: "История русской живописи в XIX столетии". Много его исторических и критических статей по части искусства помещено в "Мире искусства", "Художественных сокровищах России", "Ежегоднике имп. театров", "Сборнике министерства финансов", газете "Слово", "Revue encyclopédique" и некоторых др. периодических изданиях.

{Брокгауз}



Бенуа, Александр Николаевич

(р. 1870) — художник, художественный критик, историк искусства и театральный деятель. Сын известного архитектора Николая Леонтьевича Б., он, будучи еще в гимназии, начал посещать классы Академии художеств. Впервые выставил в 1893 на акварельной выставке композиции "Пастораль" и "Монастырь", написанные под впечатлением поездки по Германии и Австрии в 1890. Эти вещи своей свежестью и новизною восприятия природы выгодно выделялись из всего выставленного, и уже в них наметился будущий путь Б. Окончательно этот путь определился в серии картин и этюдов, выставленных им в 1897 и явившихся результатом его второго заграничного путешествия в 1894 по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также поездки в 1896 в Париж и посещения Версаля. Эта выставка принесла Б. большую известность: три картины — "Огород", "Кладбище" и "Замок" — были приобретены П. М. Третьяковым, не успевшим купить лучших картин выставки — цикла "Прогулки Людовика XIV в Версальском парке". Приобретенные частными собирателями, они в главной части сосредоточены ныне в Русском музее. Знакомство с жизнью Запада заставляло Б. особенно остро чувствовать недостаточность художественной культуры России, сказывавшуюся на уровне тогдашних выставок и особенно художественных журналов и критики. Б. организует кружок друзей, которые так же, как и он, прислушивались к новым течениям в искусстве, намечавшимся на Западе. Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве. Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып. "Истории живописи 19 в. " Мутера. Б. написал для него главу о русском искусстве.

Когда появилась эта глава-памфлет горячего, ярко чувствующего художника против косности в искусстве и в защиту непризнанных талантов, ее с жаром читали друзья и враги, и общество разбилось на два враждебных лагеря. К кружку Б. примкнули наиболее даровитые силы передвижных выставок — Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Врубель и даже Репин, не остановленный громовыми статьями старика Стасова против "декадентов". Решено было организовывать собственные выставки, — нужен был свой журнал для пропаганды нового искусства. В конце 1898 Дягилев выпустил первый № журнала "Мир Искусства". Наряду с пропагандой нового искусства, Б. вел в журнале пропаганду также подлинного старого искусства, писал о красоте "старого Петербурга", о забытых рус. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Отсюда был один шаг до появления журн. "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). Однако, сам Б. не замыкался в одной старине, и упреки в излишнем историзме ложатся всей тяжестью не на него, а на эпигонов. В то время как последние, окрепнув на завоеванных позициях, враждебно относились к новому "живописному бунту", шедшему из Москвы, Б. всячески его поддерживал против своих старых друзей. В 1903 Б. создает замечательную серию иллюстраций к "Медному всаднику" — лучшее, что сделано им в области графики. Одновременно он работает для театра. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. Черепнина, 1907). С этого времени Б. страстно отдается театру. Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921).

Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916). При всей этой кипучей деятельности Б. находит время для журнальной работы, помещая в течение 8 лет фельетоны по текущим художественным вопросам сначала в газ. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького, и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). Среди историков искусства Б. являет редкий пример знатока самих произведений, а не только литературы о них. В качестве такого исключительного знатока, после революции Б. был поставлен во главе картинной галереи Эрмитажа.

Лит.: Яремич, С., Александр Бенуа, "Искусство", № 4, Киев, 1911; Эрнст, Сергей, Александр Бенуа, П., 1921.

И. Грабарь.



Бенуа, Александр Николаевич

Род. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. 9 февр. 1960, в Париже. Художник (в т. ч. театральный), историк искусства и художественный критик, главн. идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910), иллюстраций к произвед. А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, работал в Московском художественном театре, ленинградском Театре оперы и балета, в Большом драматическом театре. Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др.). Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бенуа александр николаевич
Значение слова бенуа александр николаевич
Что означает бенуа александр николаевич
Толкование слова бенуа александр николаевич
Определение термина бенуа александр николаевич
benua aleksandr nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):