Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - бранский владимир павлович

Бранский владимир павлович

(р.14.01.1930) — спец. по онтологии., гносеол. и аксиологии, а также по филос. науки, истории, культуры и филос. искусства; д-р филос. наук, проф. Род. в Свердловске. Окончил филос. (1953) и физ. (I960, экстерном) ф-ты ЛГУ, филос. асп. этого же ун-та (1956). Асс., доц., проф. (с 1975) ЛГУ. Докт. дисс. — "Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов" (1973). Б. — действ. чл. Академии истории науки и техники. Работы Б. содержат следующую концепцию: {.Атрибутивное понимание материи. Обоснована мысль, что в XX столетии материя как субстанция должна мыслиться как самосогласованная система своих атрибутов (в отличие от традиционного субстратного понимания субстанции). 2. Онтологический негеоцентризм. Вследствие (1) модификация хотя бы одного из атрибутов ведет к модификации всех др.; поэтому старая идея Демокрита—Бруно о множественности миров в традиционном естественно-науч. смысле (преодоление геоцентризма модусов) обобщается до принципиально новой идеи о множественности миров в онтол. смысле (преодоление геоцентризма атрибутов). 3. Диалектическая природа научной теории. Теор. знание оказывается синтезом двух противоположных видов знания — умозрительного и эмпирич., т. е. таким видом умозрительного знания, к-рое объясняет известное эмпирич. знание и предсказывает новое эмпирич. знание. Следствием этого является формулировка четырехстадийной закономерности развития науч. иссл. (эмпирич., нефундам. теор., умозрительное, фундам. теор.), в отличие от традиционной двухстадийной. 4. Селективная функция филос. принципов. Принципы новой фундам. теории не выводятся, а выбираются с помощью филос. принципов из множества умозрительных конструктов, созданных путем стихийной игры творч. воображения иссл. 5. Квантовая теория относительности. Впервые профессиональное филос. иссл. доведено до конкретных и существенно новых физико-матем. результатов фундам. характера. На основе (2), (3), (4) предлагается синтез релятивистских и квантовых принципов (синтез мето-дол. Эйнштейна и Бора) и принципиально новый вариант квантованного пространства-времени. При этом сравнительно просто объясняются многие загадочные явления в физике элементарных частиц (напр., причина появления бесконечных величин) и предсказываются новые явления (напр., гиперкварки и гиперлептоны), что делает теорию экспериментально, проверяемой. Гл. идея, к-рая пронизывает труды Б., — демонстрация практич. значения и практич. ценности для науки филос. и филос. науки в частности. Помимо иссл. эвристической роли филос. в формировании науч. теории, Б. подверг анализу проблему эвристической роли филос. в художеств. произведении. Итогом многолетней работы в этой обл. явился фундам. труд "Искусство и философия", в к-ром иссл. осн. закономерности художеств. творч. и восприятия. В этой кн. изложена синер-гетическая филос. культуры и истории, к-рая получила название синергетического историзма. Осн. положения этой концепции сводятся к следующему: 1) ист. процесс есть соц. самоорганизация, к-рая представляет собой чередование состояний порядка и хаоса. При этом происходит балансирование соц. системы между простыми и странными аттракторами; 2) движущей силой этого процесса является взаимодействие ("борьба") разл. соц. сил, руководствующихся разл. соц. идеалами; 3) в ходе этой борьбы относительных (частно-человеч.) идеалов происходит выделение в них инвариантных черт, в результате чего возникает тенденция к формированию и реализации абсолютного (общечеловеч.) идеала (по Б. — "Закон дифференциации и интеграции идеалов"); 4) эта тенденция ведет, в конечном счете, к движению к глоб. аттрактору (суператтрактору), последний представляет собой синтез абсолютного художеств. произведения, т. е. эстетосферу, включающую в себя ноосферу, но не сводящуюся к ней; 5) понятие суператтрактор дает ключ к решению эсхатологической проблемы (смысл истории заключается в движении к суператтрактору); 6) решение эсхатологической проблемы открывает путь для решения и экзист. проблемы (смысл индивидуальной жизни заключается в служении относительному идеалу, а смысл индивидуальной смерти, с т. зр. Б.,— в служении абсолютному идеалу). Т. о., концепция синергетического историзма позволяет решить эсхатологическую и экзист. проблемы в рамках последовательного науч. мировоззрения, показывая науч. основания религ. мышления и в то же время границы этого мышления (синергетическая филос. религии).

Соч.: Философское значение проблемы наглядности в современной физике. Л., 1962; О взаимосвязи причинности и случайности (на венг. яз.) // Magyar Filozofia Szemle. Budapest. 1967. № 6; Эвристическая роль некоторых философских принципов в построении общей теории относительности // Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук. Л., 1970; Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973; Принцип дополнительности в квантовой механике и его философское значение // Квантовая механика и теория относительности. Л., 1980; Эвристическая роль философских принципов в формировании фундаментальной физической теории (на англ. яз.) // Abstracts. 8-th International congress LMPS. M., 1987; Научное исследование // Диалектика познания. Л., 1988; Теория элементарных частиц как объект методологического исследования. Л., 1989; Две тенденции в истории формирования теории элементарных частиц (на польском яз.) // Studia Filozoficzne. 1989. № 10; Проблема выбора в фундаментальном теоретическом исследовании и принцип отражения // Роль философии в научном исследовании. Л., 1990; Квантовая теория относительности как квантовая клепсодинамика (на англ. яз.) // Physical Interpretations of Relativity Theory. L., September, 1992. Proceedings; Эвристическая роль философии науки в формировании теории элементарных частиц // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.2, 1993; Уроки теории относительности и квантовой механики и перспективы их синтеза // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.2. 1996; Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1; Искусство и философия (Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи). Калининград, 1999; Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Обществ, науки и современность. 1999. № 6; Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000; Теоретические основания социальной синергетики // ВФ. 2000. № 4; Принцип красоты в теории элементарных частиц // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.3. 1999.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бранский владимир павлович
Значение слова бранский владимир павлович
Что означает бранский владимир павлович
Толкование слова бранский владимир павлович
Определение термина бранский владимир павлович
branskiy vladimir pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):