Большая биографическая энциклопедия - чарторыйский адам юрий
Чарторыйский адам юрий
— известный польский политический деятель, сын Адама Казимира Ч. (см.). Род. в 1770 г. Отец и мать старались дать ему и его брату, Константину Адаму (см.), возможно лучшее образование, для чего приглашали к ним известных педагогов и отправили их в путешествие по Европе (1786). Для довершения своего образования Ч. посетил в 1791 г. Англию, где особенно внимательно изучал конституцию страны. Участие в военных действиях 1792 г. против русских заставило Ч. эмигрировать; он отправился вторично в Англию. Узнав о восстании Костюшки, он хотел возвратиться на родину, но в Брюсселе, по распоряжению австрийских властей, был арестован и таким образом лишен возможности принять участие в восстании. Однако восстание повлекло за собою конфискацию имений Чарторыйских. Императрица Екатерина обещала возвратить их молодым Чарторыйским, если они будут присланы к ее двору как бы в качестве заложников. В 1795 г. оба брата отправились в Петербург. Адам Ч. сблизился с вел. князем Александром Павловичем; между ними завязалась тесная дружба, возбудившая подозрение императора Павла. Ч. был удален из Петербурга: император назначил его послом к сардинскому двору. В 1801 г. Ч. возвратился в Петербург, по вызову своего царственного друга, теперь императора, желавшего пользоваться его советами. Ч. принадлежал к тому "негласному комитету", с которым император совещался о задуманных им преобразованиях. Александр оказывал Ч. большое доверие. В 1803 г. он назначил его попечителем виленского учебного округа и помощником госуд. канцлера Воронцова; когда последний заболел и удалился в деревню, Ч. вступил в управление министерством иностранных дел. Заключение Россией союза с Австрией и Англией и объявление войны Наполеону было делом Ч., составившего смелый план переустройства Европы. Согласно этому плану восстановлялось польско-литовское государство, но в самой тесной политической унии с Россией. Отправляясь на театр войны, Александр заехал в резиденцию Чарторыйских, Пулавы, чем возбудил большую радость в польском обществе, усмотревшем в этом посещении доказательство того, что близок момент осуществления его патриотических надежд. Поражение при Аустерлице охладило императора к Ч. и его плану. В начале 1807 г. Ч. покинул пост министра иностранных дел, но остался в Петербурге и продолжал оказывать некоторое влияние на императора, охотно с ним беседовавшего и выслушивавшего его советы. В 1810 г. Ч. выехал из Петербурга навсегда и стал заниматься делами просвещения в учебном округе, которым он управлял. Сношения между друзьями молодости и после того, однако, не прекратились. В письмах своих к Ч. Александр выражал свое расположение к нему и к его семье. В 1810 г. он поручил ему указать способы, которыми можно было бы отвлечь поляков от той восторженной преданности, которую они чувствовали к Наполеону. Победа Александра над последним дала возможность Ч. снова приблизиться к своему другу и оказывать на него влияние. На венском конгрессе он энергично помогал императору преодолевать препятствия, с которыми встречался проект образования Царства Польского, и был одним из деятелей, способствовавших организации края. Польское общественное мнение прочило Ч. на пост наместника Царства, но он получил только звание сенатора-воеводы и члена административного совета. В делах страны Ч. непосредственного участия не принимал, но не переставал интересоваться ими и делать по различным вопросам свои представления. Император, однако, не оказывал ему прежнего расположения, а следствие Новосильцева по делам виленского учебного округа совсем уничтожило доверие Александра. В 1823 г. Ч. должен был сложить с себя звание попечителя виленского округа. До 1830 г. политическо-общественное значение Ч. было самое ничтожное; он жил преимущественно в Пулавах, занимаясь наукою и литературою. Восстание 1830 г. вызвало его снова на политическое поприще: он занял пост президента сената и национального правительства. Усмирение восстания заставило Ч. эмигрировать. Он поселился в Париже, где и оставался до конца своей жизни. Его дом ("Hôtel Lambert") сделался центром деятельности консервативной парни польских эмигрантов. Ч. был пожизненным президентом обществ литературного и исторического, которые потом соединились в одно историческо-литературное, и руководил другими учреждениями, организованными консервативною партией, которая смотрела на него, как на будущего короля Польши. Умер он в 1861 г. Он написал: "Essai sur la diplomatie, manuscrit d'un philhellene publié par M. Toulousan" (П. — Марсель, 1830) и "Mémoires du prince Adam Cz." (2-е изд. 1877, англ. перев. 1888). Кроме того, еще в молодости Ч. написал патриотическую элегию "Bard" (К. Sienkiewicz, "Skarbiec historji polskiej", т. I и отдельно, П., 1860), а впоследствии "Żywot Juliana Ursyna Niemcewicza" (П., 1860) и др. См. также ""Mowy księcia Adama Cz. od r. 1838 — 1847" (П., 1847). Литература о Ч. обширна, но сочинения, рассматривающего подробно и беспристрастно всю его жизнь, нет. Ср. Br. Zaleski, "Żywot Adama Cz." (П. 1881, II); L. Gadon, "Ksiaze Adam Cz. podczas powstania listopadowego" (Краков. 1900,2 изд.); L. Gadon, "Emigracja polska" (Краков, 1900 — 1902).
{Брокгауз}
Чарторыйский, Адам Юрий
(Чарторижский) — известный польский политический деятель (1770—1861 г.). Находясь при дворе Екатерины II, Ч. сблизился с великим князем Александром, и, когда последний вступил на престол, Ч. стал одним из ближайших советников государя. Он был назначен членом Евр. комитетов (см.) 1802, 1806 и 1807 гг. Ч. при разрешении вопросов еврейской жизни лишь теоретически склонялся к либеральным лозунгам, возвещенным в журналах Комитета 1802 г., но практически придерживался репрессивной политики. Когда в 1813 г. виленский типограф Нейман задумал издавать газету на разговорно-еврейском языке, Ч., состоявший попечителем виленского учебного округа, дал резкую характеристику евреев, а вместе с тем высказался против издания подобной газеты, настаивая на том, что евреев нужно заставить употреблять язык окружающего населения — "сближенные с христианами, они могли бы избавиться от суеверия... и подняться на должную высоту, чтобы воспринять мораль нашей религии"; только тогда начнется действительное образование евреев, ибо ни для какого европейского народа не может быть иного образования, "как в смысле христианской морали и через христианство". — С возникновением Царства Польского (см.), Ч. был назначен председателем комиссии по крестьянскому и еврейскому вопросам. Теоретически комиссия высказалась в пользу уравнения их в правах; когда же надо было коснуться практической реформы еврейского быта, то оказалось, что равноправие не должно быть дано, а следует совершить весьма длительное преобразование нравственного состояния евреев. Ч. подверг резкой критике проект евр. реформы Новосильцева (см.), причем, как в 1813 г., он высказал то соображение, что из евреев надо сделать "гражданских христиан". В 1844 г., находясь в Париже, центре польских эмигрантов, Ч., под влиянием Чинского (см.), произнес речь в защиту евреев. Ч. покровительствовал пионеру просвещенья Менделю Сатановеру (см.).
Ср.: М. Вишницер, "Проекты реформы евр. быта", сборник "Пережитое", т. I; С. Мстиславская, "Евреи в польском восстании 1831 г.", "Евр. Стар.", вып. II, стр. 247; Ю. Гессен, "Евреи в России"; рукописные материалы.
{Евр. энц.}
Большая биографическая энциклопедия
2009