Большая биографическая энциклопедия - димитрий муретов
Димитрий муретов
(в миру Климент Иванович) — архиепископ Херсонский и Одесский, выдающийся деятель, проповедник и духовный писатель. Родился 11-го февраля 1811 года, в с. Лучинске, Пронского уезда, Рязанской губернии; ум. 14-го ноября 1883 года, в Одессе. Дед архиепископа Димитрия, Алексей Феодулович, был священником в том же Пронском уезде и считался выдающимся среди остальных священников; он был "духовным заказчиком" или судьей "на всю пронскую округу". Сам Алексей Феодулович не носил никакой фамилии, но из пятерых его сыновей — трое прозывались Столпянскими, а двое — Муретовыми. Один из Столпянских, Иван Алексеевич, окончивший в 1804 г. курс Рязанской семинарии "студентом" и долгое время бывший диаконом, и был отцом будущего архиепископа Димитрия. До девяти лет Климент Столпянский обучался дома; в 1820 г. он был отдан в Сапожковское духовное училище и записан по фамилии дядей Муретовым. Затем обучался в Рязанской семинарии и с 1831—1835 г. в Киевской дух. акад., которую окончил первым, с редчайшею отметкой: "способностей и успехов отличных пред всеми". В том же 1835 г. он принял монашество и оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре чтения священного писания, а потом и герменевтики; в 1837 г. утвержден в звании профессора богословских наук, на место отказавшегося от этой кафедры ректора, знаменитого ученого и проповедника, впоследствии архиепископа Иннокентия (Борисова). Главным предметом Димитрия Муретова было догматическое богословие, которое он подверг тщательной систематической обработке; уступая своему предшественнику в смелости и оригинальности воззрений, он был выше его по глубине и основательности своих богословских познаний. Будучи сторонником исторического метода исследования и изложения и идя по пути, проложенному Иннокентием, которого, впрочем, обвиняли в либерализме, он окончательно освободил богословскую науку от устарелых схоластических форм, а своею строгостью и осмотрительностью выводов заставил умолкнуть всех обвинителей против новой системы богословия. Лекций своих Димитрий не выдавал студентам и, вероятно, не писал их вполне, но подготавливался к ним так основательно, что обыкновенно в течение двух часов подряд, без всякого конспекта, говорил беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений. Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел он и сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу "Введения в курс богословских наук", Макария Булгакова, митрополита Московского.
С 1838 г. он был инспектором академии в течение трех лет и затем ректором ее и настоятелем Киевского братского монастыря. Многочисленные отзывы его современников: сослуживцев и учеников рисуют его в высшей степени гуманным и заботливым начальником, вникавшим во все подробности и уже тогда прославившимся своею благотворительностью.
В 1851 г. Димитрий был назначен епископом Тульским, через семь лет — Херсонским, и затем последовательно занимал архиепископские кафедры: Ярославскую (1874—1876), Волынскую (1876—1882) и Одесскую (1882—1883). Везде преосвященный был известен своим громадным влиянием на паству и редким расположением к нему последней. То и другое он достигал своими "общественными богослужениями" и замечательными поучениями, своею широкою благотворительностью и нищелюбием, заботами о духовенстве и в особенности о духовно-учебных заведениях. Время управления его Херсоно-Таврической епархией совпало с освобождением крестьян, и здесь он оказал неоценимую услугу отечеству своими удачными действиями и заботами, направленными к предупреждению крестьянских волнений. Отсюда же, как лучший администратор и устроитель духовно-учебных заведений, Димитрий был вызван в Петербург для присутствования в Св. Синоде, где и председательствовал в комиссиях: 1) по сокращению переписки по духовному ведомству, 2) по улучшению быта сельского духовенства и 3) по преобразованию духовных семинарий и училищ. Представленный им проект преобразования последних особенно отличался ясностью и определенностью выставляемой им цели духовно-учебных заведений, равно как и проект архимандрита Филарета, но, к сожалению, ни тот, ни другой не были приняты. По возвращении в свою паству, преосвященный среди мер об улучшении материального быта духовенства много сделал еще к улаживанию отношений с местными иноземцами и иноверцами. Во время архиепископства он долее, сравнительно, пробыл в Житомире, но болезнь его заставила отказаться от прежней кипучей деятельности и вести уединенный образ жизни. Ввиду той же болезни, он отказался и от предлагаемой ему Московской митрополии после преосвященного Макария († 1882).
С принятием епископского сана, Димитрий оставил науку совсем и посвятил свою жизнь богослужению, управлению, самой широкой благотворительности и особенно проповедничеству. Многочисленные его проповеди печатались в местных епархиальных ведомостях и особенно много в "Православном Обозрении" (1877—1883). Они обыкновенно отличались простотою и задушевностью и в то же время были "исполнены высокого и сильного красноречия".
Первым печатным трудом Димитрия была его магистерская диссертация: "О путях промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных" (в "Собрании сочинений студентов Киевской духовной академ.", Киев, 1839 г., т. I). Первое "Собрание слов, бесед и речей" преосвященного вышло в Одессе, в 1859 г. Два года спустя вышло новое собрание "Слов, бесед и речей" (СПб., 1885 г.), и, наконец, в самое последнее время преподаватель Московской духовной семинарии, С. П. Никитский, издал в шести томах "Полное собрание творений" Димитрия. С 1837 по 1841 г. Димитрий редактировал журнал "Воскресное Чтение".
"Пятидесятилетний юбилей Киевской духовной академии" (Киев, 1869 г.); "Ярославские Епархиальные Ведомости", 1876 г., №№ 21, 23, 28, 47 и 52; "Московские Ведомости" за 1883 г., № 320—330, 345 и 359; "Современные Известия", 1883 г., № 319, 320, 322 и 341; Ф. Лебединцев, "Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский" (в "Киевской Старине", 1883 г., № 12); К. Б., "Памяти архиепископа Димитрия Одесского" (в "Историческом Вестнике", 1884 № 2); прот. Гавриленков, "Воспоминание о преосвящ. Димитрие, архиепископе Херсонском" (в "Полтавских Епархиальных Ведомостях", 1884 г., № 1); Н. Флоринский, "Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский" ("Душеполезное Чтение", 1886 г., кн. 6); Н. Смирнов, "Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский. Биография, с портретом" (М., 1898 г.; составляет особый седьмой том в 475 стр. к изданию Творений Димитрия — г. Никитского), и M. Ястребов, "Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский" (в "Трудах Киевской духовной академии", 1899 г., № 5; здесь сделано несколько поправок к обширной биографии г. Смирнова).
В. Р—в.
{Половцов}
Димитрий Муретов
(1806—1883) — архиепископ херсонский. Род. в Рязанской губернии, был сыном дьячка. В монашество вступил в последний год своего студенчества в Киевской духовной академии; потом был профессором богословия и ректором той же академии, в которой служил шестнадцать лет и оставил неизгладимые следы сильного и разностороннего влияния. Уступая предшественнику своему, Иннокентию Борисову, в смелости и оригинальности богословских воззрений, он не ниже, а, может быть, даже выше его был по глубине и основательности. Являясь хозяином в разнообразных отраслях богословской науки, он применил к ней исторический метод исследования и изложения и освободил ее от устарелых схоластических приемов. Богословствование Иннокентия многие встретили недружелюбно и обвиняли в либерализме, если не рационализме. Преемник его по кафедре подвел такой твердый фундамент под новую богословскую систему и применял исторический метод с такой строгостью и осмотрительностью, что должны были рассеяться сомнения и замолкнуть обвинения против новой системы богословия. Лекций своих Д. не выдавал студентам и, вероятно, не писал вполне, но подготовлялся к ним так основательно, что обычно в течение двух часов подряд, без конспекта или даже клочка бумаги для справок говорил беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений. Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел и он сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу "Введения в курс богословских наук", Макария (Булгакова), митроп. моск. Многие обвиняли этого богослова за то, что он нигде не упомянул о главном своем источнике для сочинения, доставившего ему редкую в то время степень доктора богословия. Но скромный Д. никогда не изъявлял претензий на научную славу. Он не печатал своих трудов или печатал без подписи; под его именем выходили только проповеди, которые в последние годы своей пастырской деятельности он обычно помещал в "Православн. Обозрении". Потом они вышли отдельным изданием. Помимо своей научной и профессорской знаменитости, Д. был редким человеком, добрым пастырем, с чертами мужа апостольского. О его благотворительности ходили и ходят многочисленные рассказы; все некрологи его переполнены характерными фактами этого рода. В 1850 г. он был назначен епископом в Тулу, в 1857 г. — в Одессу, где возведен был в сан архиепископа. Через семнадцать лет он был переведен на высшую по своему иерархическому положению кафедру в Ярославль, климат которого оказался неблагоприятным для его здоровья. Он был переведен на Волынь, а через шесть лет снова вернулся в Одессу, где и умер.
П. В.
{Брокгауз}
Димитрий Муретов
(Климент Иванович) — архиепископ Херсонский и Одесский.
Родился 11 февраля 1811 года в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона.
В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской духовной семинарии.
В 1831 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником.
11 сентября 1834 года пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 года — во иеромонаха.
7 октября 1835 года удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Священного Писания и герменевтики.
6 сентября 1837 года утвержден в звании профессора богословских наук.
С 14 февраля 1838 года — инспектор академии.
25 марта 1838 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря.
С 24 апреля 1841 года — ректор Киевской духовной академии.
4 марта 1851 года хиротонисан во епископа Тульского.
С 11 июня 1857 года — епископ Херсонский.
3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа.
С 2 октября 1874 года — архиепископ Ярославский.
С 26 апреля 1876 года — архиепископ Волынский.
С 1882 года — архиепископ Херсонский и Одесский.
Скончался 14 ноября 1883 года.
Имя преосвященного Димитрия стало широко известно со времени его пребывания в стенах Киевской духовной академии. Десятилетний период его управления Киевской духовной академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни, уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами.
При первом взгляде на архимандрита Димитрия император Николай I увидел в нем особенного человека. Вот как описывается этот случай. При посещении императором Николаем I Киева митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров; † 1857) представил ему ученую корпорацию, в числе коих был и отец Димитрий, тогда еще архимандрит и ректор академии. Во время представлений император неоднократно оборачивался в сторону отца Димитрия и смотрел ему прямо в глаза. Все это заметили. Прибыв в Петербург, император Николай сказал жене: "Вот я видел монаха в Киеве! Я желаю, чтобы он непременно благословил наших детей". Вскоре архимандрит Димитрий был вызван в Петербург. Когда он был введен в кабинет, то увидел там царствующую чету со всеми детьми. Смиренно исполнив желание правителя, отец Димитрий возвратился в Киев. Говорят: глаза — зеркало души. В глазах отца Димитрия отражались высокие свойства души его: смирение, незлобие, доброта, и под покровом их — глубокий ум.
Его замечательные духовно-нравственные качества проявились и в период архипастырского служения. Преосвященного Димитрия нельзя назвать искусным епархиальным администратором в обыденном смысле этого слова. В нем было много другой, высшей, администрации, созидающей души, дающей им возможность чувствовать и воочию видеть силу и значение Церкви Христовой, истинную, а не мнимую власть представителей этой Святой Церкви, этого наивысшего учреждения на земле.
На преосвященном Димитрии с отрадой и умилением останавливался взор всякого православного христианина. В своей жизни он стремился осуществить идеал евангельского Пастыря — кроткого, учительного не только словом, но и жизнью, исполненного любви и снисходительности к людям, особенно падшим, скорбящим и озлобленным, милости Божией и помощи требующим. Других стремлений он не имел, не искал он ни стяжаний, ни карьеры. Это был совершенный инок — благоговейный, добрый, смиренный, нестяжательный и крайне нищелюбивый. О его доброте существует много рассказов. Вот один из них.
Когда Димитрий был архиепископом Волынским, к нему пришла одна дама в слезах, прося помочь ей в крайней нужде. "Верьте, — сказала она, — ни копейки не имею". "А вот что, — ответил Димитрий, — я приглашен завтра на погребение, потружусь на Ваше счастье, что дадут — то Ваше, а Вы в 4 часа приходите".
В 4 часа дама получила от Владыки запечатанный пакет, в котором оказалась тысяча рублей. Дама снова пришла к Владыке и взволнованно сказала ему об этом. Но он ответил: "А мне какое дело? Ведь я сказал Вам, что потружусь на Ваше счастье. Ну Господь Вам послал, Его и благодарить Вам следует".
Везде преосвященный был известен своим огромным влиянием на паству и редким расположением к нему последней. Такой тесной духовной связи он достигал богослужениями и замечательными поучениями, заботой о благолепии храмов, благотворительностью и нищелюбием.