Большая биографическая энциклопедия - феодор козьмич
Феодор козьмич
— сибирский отшельник, личность которого легенда отожествила с императором Александром I, якобы ушедшим от мира (а не умершим) в 1825 г. и скрывавшимся в неизвестности в течение многих лет. Несмотря на то что исторические документы, относящиеся к кончине императора Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 г., категорически отвергают возможность подобного предположения, тем не менее легенда эта до настоящего времени служит предметом всестороннего исследования. Скудость фактических данных (большинство которых основано опять же на преданиях, слухах и молве народной) о жизни Ф. К. в Сибири и полное отсутствие сведений о его происхождении и прошлом мешают исследователям поднять завесу с таинственной истории старца-отшельника, возбуждающего интерес даже помимо сближения его с царственным двойником, почившим в Таганроге.
Жизнь Ф. К. становится нам до некоторой степени известной только начиная с 1836 г., когда ему было уже около 60-ти лет. Осенью этого года он был задержан в Красноуфимске (Пермской губ.), как не помнящий родства бродяга, и, после тщетных увещаний назвать себя, наказан плетьми и сослан на поселение в Томскую губернию. В марте 1837 г. с 43-ей партией ссыльных Ф. К. прибыл в Боготольскую волость и был приписан к деревне Зерцалы, но поселен на Краснореченском казенном винокуренном заводе, где смотритель отнесся к нему очень внимательно; не отягощая старца работой, он доставлял ему все необходимое. Так прожил Ф. К. около пяти лет, а в 1842 г. переехал в Белоярскую станицу и поселился здесь в избе, выстроенной для него казаком Семеном Николаевичем Сидоровым. Чем и как существовал здесь "безродный" старик — неизвестно. Возможно, что окрестные крестьяне, среди которых уже распространилась слава о его святой жизни, заботились о нем. Известно, что они часто посещали его, обращаясь к нему за советом и духовной помощью. Старец им не отказывал в этом, но, тяготясь многолюдством, спустя несколько месяцев покинул Белоярскую свою келью и перешел по месту своей приписки в деревню Зерцалы. Здесь жил он некоторое время в келье, выстроенной для него отбывавшим срок наказания каторжанином Иваном Ивановым, но затем, вероятно в поисках уединения, стал часто менять свое местопребывание, переходя из деревни в деревню. В 1843 г. он, по слухам, некоторое время работал на золотых приисках Попова в Енисейской тайге. Шесть лет спустя Ф. К. снова поселился близ села Краснореченского, где для него устроена была келья богатым местным крестьянином Иваном Гавриловичем Латышевым. Утомленный годами и долгой скитальческой жизнью, старец, по-видимому, искал покоя, но это ему с трудом удавалось. Как часто бывает в подобных случаях, чем больше уединялся благочестивый отшельник, чем строже и воздержаннее была его жизнь, тем больше возбуждал он интереса к себе, тем больше росла его популярность. Восемь лет прожил Ф. К. у Латышева; за это время последний несколько раз, по просьбе старца, перемещал его келью, но громкая молва повсюду находила ее. Старца посещали здесь и местные жители, и случайные путешественники, среди которых, полагают, бывали и высокопоставленные лица. Несколько раз навещал его здесь преосвященный Афанасий, епископ иркутский; в конце 50-х годов пасеку Латышева посетил, тогда еще молодым человеком, граф Л. Н. Толстой, проведший целый день в келье старца. По свидетельству современников, Ф. К. с некоторыми посетителями беседовал на иностранных языках, в беседах своих он обнаруживал большие и разнообразные познания, знакомство со светской жизнью, с придворными порядками, с бывшими государственными людьми. Обладая великолепной памятью, он с увлечением рассказывал о минувших годах, об Отечественной войне, о пребывании императора Александра І в Париже; говорил обо всем, как очевидец, но о своей роли во всех этих событиях никогда не упоминал, точно так же, как никогда не говорил ни о своем происхождении, ни о своем прошлом. Очевидно, он не хотел, чтобы и другие касались этого вопроса; но таинственность, которой окружал он себя для этого, имела совсем обратное действие: келья загадочного отшельника все больше и больше привлекала к себе любопытства.
Из местных жителей особенно заинтересовался Ф. К. томский купец Ceмен Феофанович Хромов. Часто посещая старца, он убедительно просил его переселиться к себе в окрестности Томска. Приглашению Хромова Ф. К. последовал в конце 1858 г., после того как его любимица, сирота-крестьянка Александра Никифоровна, снабженная его советами и указаниями, уехала от него на юг России. Поселившись в келье на так называемой "Хромовской заимке", в 4-х верстах от города, Ф. К. провел здесь последние пять лет своей жизни. Скончался он 20-го января 1864 г. (80-ти лет — согласно метрической записи о его кончине) и погребен на кладбище томского Алексеевского монастыря. На могиле его сперва водружен был скромный крест с надписью: "Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича, скончавшегося в Томске 20 января 1864 года", в настоящее же время там выстроена часовня.
Еще за несколько лет до смерти Ф. К. в Сибири стали носиться слухи о царственном якобы происхождении томского отшельника. Почитатели старца охотно поддерживали эти толки, окружавшие его особым ореолом величия, и в речах Ф. К. искали подтверждения своих предположений. Но Ф. К., как уже сказано, упорно отмалчивался, когда речь заходила о его прошлом, или отвечал загадочно: "Это Бог знает".